История Масонства в Беларуси. Хронология.

Масонство пришло в Речь Посполитую в конце XVIII века из Пруссии, после того, как в Варшаве в 1784 году была создана ложа «Великого Востока Польского и Литовского». Хотя еще раньше, в Могилеве, который в это время входил в состав Российской империи, была основана ложа «Геркулес в колыбели». Либерализм молодого российского императора Александра Первого, который сам являлся масоном, поспособствовали появлению в польско-белорусском сообществе больших надежд на создания автономного Великого Княжества Литовского в границах Российской империи. В него должны были войти Виленская, Гродненская и Менская области. Масоном Михалом Клеофасом Огинским был даже подготовлен соответствующий комплект документов и проекты указов, которые осталось только подписать. Надежды каменщиков были настолько сильны, что основание минской масонской ложи «Северный факел» было приурочено к именинам Александра I. Белорусские вольные каменщики считали его своим патроном.

В строгом соответствии с кодексом масонов ложа могла быть открыта только после согласования и разрешения законно действующей власти. В составленном по случаю торжественного открытия ложи обращении к Александру Первому высказывалась благодарность за то, что он «не запретил ложе работать», что его стремления совпадают со стремлениями вольных каменщиков и направлены к «единству и счастливому быту всех»*.

В сохранившемся в пересказе выступлении в 1817 году члена «Северного факела» Людвика Плятара говорилось о свободе и равенстве, но также о том, «что перед троном наипреосвященнейшего одинаково согнут колени как сын и брат Королевские, так и ремесленник, который живет трудом своих рук».

Вся пресвященная Европа находилась тогда под влиянием событий Великой французской революции и умами владели идеи всеобщего равенства и братства. Плятар говорил также: «Только через установление равенства, через искру благотворительности, которую мы на протяжении веков хранили, заяснеет некогда день возрождения, в который, ради возродившегося мира, вернется первая невинность, непорочность и счастье. …Мы будем противостоять темноте, утешать страдающих, умножать число защитников, уменьшать преследователей, расширять власть равенства и тогда превратим темных жителей в людей, всех людей в братьев, а весь мир в невенчанную невинность, и народу поменяем святыни».**

Основателями ложи «Северный факел выступили» семь человек. Писатель Ян Ходько-Борейко был инициатором и первым Досточтимым мастером ложи. К нему присоединись Ян Норвид, Петр Пристановский, Ян Сераковский, Альберт Бургельский, Винцент Левкович и Юзеф Рагоза.

В 1820 году должности «Северного факела» были распределены следующим образом:

– Магистр (Досточтимый мастер) – Доминик Манюшко, майор в отставке армии Великого Княжества Литовского;
– Заместитель магистра – Апполинарий Ванькович;
– Обрядоначальник – Теодор Любовский, директор Менского армейского госпиталя;
– Первый страж – Николай Пашковский, адвокат;
– Второй страж – Винцент Фрибес, секретарь Менского губернатора
– Представитель в Провинциальном Литовском комитете – Юзеф Завадский, печатник и издатель;
– Оратор – под инициалами Z.I.,
– Секретарь – Винцент Гриневский, адвокат Второго департамента Менского главного суда;
– Помощник секретаря – Гилярий Якубовский, регент Второго департамента Менского главного суда;
– Зам. по общим языкам – Петр Шнейдер, преподаватель гимназии;
– Первый Стюарт – Юрий Кобылинский, титулярный советник;
– Второй Стюарт – Ипполит Гайдукевич.

Люди, объединившиеся для открытия ложи, целью своей жизни ставили самоусовершенствование. Они установили в своей организации достаточно жесткие правила – масоном не мог быть человек, который вел развратную жизнь, пил, и даже играл в карты.

Стремительность развития этого движения привела к тому, что в масонство пришло некоторое количество случайных людей. Сохранились документы товарищеского суда над одним из членов «Северного факела». Наказанием было: «пускай падет на него заслуженное презрение всех братьев в мире». Провинившийся на прощание прислал письмо, в котором писал, что «никогда не перестанет считать членов ложи братьями и своими близкими, которые всегда имеют право на его помощь».

Основным направлением деятельности ложи была благотворительность. Денежные средства собирались двумя путями: это были членские взносы за введение в степень и благотворительные пожертвования. Известно несколько конкретных случаев, куда направлялись деньги: 700 руб. в поддержку художника Домеля (1817), на одежду для бедных (1818). Некоторые масоны взяли на себя обязательство ежемесячно передавать малоимущим определенные суммы.

Магистр Ян Ходько-Борейко выступил с интересным предложением – создать в Минске школу для воспитания и образования детей бедняков. К сожалению, осталось неизвестным, удалось ли эту идею воплотить в жизнь.

В начале XIX столетия в Минске существовали две ложи: «Северный факел», в которой числилось не менее 215 членов (из них – 63 почетных члена) и «Гора Табор», которую организовали масоны высших, дополнительных степеней. В ней состоял 31 человек.

В Минске образовалось два основных интеллектуальных центра – Минский главный суд, 8 сотрудников которого были членами «Северного факела», и Минская мужская гимназия, где 7 человек были масонами. Большинство же членов были представителями средней и мелкой шляхты Минского, Новогрудского, Вилейского, Дисенского и Борисовского уездов Минской губернии. Были также служители государственных учреждений, адвокаты, медики и музыканты.

Вольные каменщики беспокоились о открытии филиалов. Помещики – члены ложи «Северный факел», получив соответствующий статус, просили разрешение на открытие символических лож по своему месту жительства, – в родовых усадьбах и поместьях. Таким образом, ложи открывались по всей Беларуси в совершенно небольших селениях. Они объединяли местную интеллигенцию, шляхтичей и представителей власти, и становились, по сути, интеллектуальными клубами.

Декларируемое масонами стремление «к равенству и независимости» не могло не насторожить представителей императорской власти, которые желали от своих подданных лишь одного – беспрекословного подчинения. Минский губернатор в секретном письме написал в Санкт-Петербург, что масоны «опасны из-за своих стремлений». Именно после этого «сигнала» стареющий, некогда либеральный император, кардинально поменявший свои взгляды, издал указ, согласно которому «Великий Восток Польский и Литовский» должен был быть ликвидирован с 1 октября 1821 года, а все провинциальные ложи, ему подчиненные, – до 15 октября.

Законопослушные минские вольные каменщики беспрекословно подчинились – все документы, печати и другие знаки были сложены сундуки, опечатаны и сданы в секретный архив губернатора.

После восстания декабристов 1825 года отношение российских властей к любым гражданским организациям, обществам и кружкам стало еще более жестким. 21 июля 1839 г. минские власти получили приказ Виленского военного губернатора князя Долгорукого: «Все масонские знаки, книги, бумаги, дипломы и другие вещи – вырыть яму внизу под горой, на улице, ведущей вдоль Жидовского кладбища до Ляховки – и сжечь», – что и было сделано.

Но это далеко не конец истории белорусского масонства…

Хронология развития масонства в Беларуси

24 июня 1717 – Регистрация первой в мире документально подтвержденной масонской организации – Великой ложи Англии. Этот день считается официальным рождением масонской организации в том виде, в котором она существует в настоящее время.

12 апреля 1723 – В газете «Flying Post» впервые опубликован «Катехизис масона».

1725 – В Париже основана первая европейская континентальная ложа.

1728 – В Великую ложу Англии» принят Эдвард Рамсей (1696-1743), будущий основоположник Шотландского ритуала, по которому сегодня работает большинство масонских лож в мире.

1729 – В Варшаве основана первая ложа на территории Речи Посполитой «К трем братьям».

1730 – Введение в масонстве понятие «мастера» и «третьего градуса посвящения».

1731 – Основания Великой ложи России по патенту Великой ложи Англии. Первым российским Великим мастером был назначен англичанин, капитан Джон Филлипс.

1738 – Доктор Джеймс Андерсон опубликовал второе издание «Конституции вольных каменщиков», которой руководствуются современные масоны.

1738 – Папа Римский Климент XII опубликовал антимасонскую буллу, в которой запретил католикам вступать в масонское братство.

1738 – В Дрездене граф Рутовский, родной брат короля Польши и Великого князя Литовского Августа III, заложил ложу «Три белые орла», которая стала колыбелью польского и литовского масонства.

1739 – В Варшаве при королевском дворе открылся филиал ложи «Три белые орла».

1765 – В Санкт-Петербурге создана автономная масонская структура – Провинциальная ложа (действовала до 1790 года).

22 мая 1770 года – в Могилеве начала действовать ложа «Два орла».

1776 – Профессор Московского университета И.Е.Шварц по разрешению Досточтимого мастера Провинциальной ложи в Санкт-Петербурге И.П.Елагина основал в Могилеве ложу «Геркулес в колыбели» (по другим источникам – в 1777 г.). Она работала по елагинской системе.

1777 – В Полоцк была перенесена ложа «Талия», основанная в 1775 году в Москве Вердеревским. Она работала по шведскому ритуалу.

1779 – Ложа «Добрый Пастырь» в Вильно приняла решение открыть филиал в Гродно. Представитель «Доброго Пастыря» 12 и 13 февраля 1780 года провел работы ложи в Слониме.

1780 – В ряды масонов вступил Иоганн Вольфганг Гёте.

1781 – Великий мастер (Магистр) провинциального масонства Королевства Польского и Великого Княжества Литовского граф Игнатий Потоцкий подготовил «Конституцию Великого Востока Королевства Польского и Великого Княжества Литовского».

1782 – На Вильгельмсбадском конвенте создана Российская провинциальная ложа и принята система Строгого наблюдения.

26 февраля 1784 – Создание ложи «Великого Востока Польского и Литовского» в Варшаве. «Конституцию Великого Востока Королевства Польского и Великого Княжества Литовского» подписали депутаты от одной Великой, трех Провинциальных и девяти Символических лож. В их числе была ложа «Счастливое освобождение» из Гродно. Эта ложа вела работы на французском языке. В 1810 году название ложи было передано масонам Несвижа.

1784 – В Несвиже открыта ложа «Победные забобоны».

1784 – В Вене в ряды масонов вступил Вольфганг Амадей Моцарт.

1785 – Великим мастером Англии стал принц Уэльский. С этого времени принцы Уэльские традиционно возглавляют Великую ложу Англии.

1791 – В Шклове открылась ложа «Мудрость», работавшая по елагинской системе под юрисдикцией Провинциальной ложи в Санкт-Петербурге.

1792 – Екатерина II указом от 1 августа запретила деятельность масонских лож.

1801 – Вальтер Скотт вступил в ложу «Святой Давид» в Эдинбурге.

1810 – Начало работы ложи «Счастливое освобождение» в Несвиже.

17 марта 1812 организован «Национальный Великий Восток Короны и Литвы» как обновленная структура «Великого Востока Польского и Литовского», однако масонские встречи вскоре стали невозможны из-за войны с Наполеоном.

1815 – Возрождение масонского движения после окончания войны с Наполеоном. Масоны Ян Норвид, Михал Собесский, Кароль Гофман и Ян Ходько-Борейко при поддержке Великого мастера, прелата Михала Длусского открывают ложи «Школа Сократа» и «Палемон» в Вильно.

1816 – В Минске открывается ложа «Северный факел».

1817-18 – На белорусских и литовских землях открывается не менее 12-ти лож: провинциальная «Совершенное единство» (Вильно), символические «Храм мудрости» (Вильно), «Рупливы литвин» (Вильно), «Славянский орел» (Вильно), «Школа Сократа» (Вильно), «Узел единства» (Новогрудок, ранее называлась «Богиня Церера»), «Друзья человечества» (Гродно), «Святыня Севера» (Минск), «Союз справедливости и совершенства» (Шклов), «Владислав Ягайло» (Слуцк) и капитулярная ложа «Святыня мира» (Несвиж).

1818 (в некоторых источниках – 1821 год) – В Минске открылась Ложа наивысшего капитула «Гора Табор». В неё входили члены «Северного факела» и двух несвижских лож. Магистром являлся Минский вице-губернатор Людвик Каменский.

1819 – В Минске открылась ложа «Святость согласия».

3 мая 1820 – в Варшаве принят «Конституционный Устав вольных каменщиков Польши».

1820 – Волынский масон граф Н.Ализар выделил 15 тысяч рублей для строительства храма для будущей Великой ложи «Великого Востока Литовского». Проект начали практически реализовывать, но из-за резкого изменения отношения российских властей к масонству он был остановлен.

Источники:

В.В.Швед. «Масоны i ложы на землях Беларусi (канец XVIII – першая чвэрць XIX ст.)», Гродно, 2007, Издание Министераста образования Республики Беларусь, Гродненский государственный университет.
А.Ф.Смолярчук «Вольныя муляры у беларуская гiсторыi (канец XVIII – пачатак ХХ ст.)», Гродненский государственный университет.
*Добрянский С.Ф. «Масонские ложи в Литве». Записки СЗО РГО. – Вильно, 19П.
**Bakounine T. «Les repertoires biographique des franks-masons russes». – Bruxelles, 1949.- стр. 123-124.