С чем мировое масонство вступает в следующее десятилетие

На популярных сайтах типа «Задайте вопрос – получите ответ от специалиста» в Интернете регулярно встречаются вопросы типа: «А что, масоны сейчас есть?», «Разве масонское движение не закончилось в XIX веке?» «Сколько сейчас в мире масонов?» и самый популярный вопрос: «Масоны действительно управляют миром?»

«Специалисты», как правило, отвечают что-то вроде: «”Золотой век” масонства остался в XVIII столетии. Сейчас масоны – это горстка любителей истории, которым нравится участвовать в старинных рыцарских ритуалах – нечто вроде клуба исторической реконструкции».

В «золотом» для вольных каменщиков XVIII веке масонство действительно было в моде, но оставалось прерогативой аристократов и наиболее просвещенных интеллектуалов – ученых и деятелей искусства. Это была влиятельная, но чрезвычайно малая по численности социальная группа. Что же представляет из себя масонство в начале XXI века? Это действительно «клуб любителей истории», благотворительная организация или «тайное мировое правительство», как обычно представляют масонов телеканалы, специализирующиеся на «тайнах, скандалах, расследованиях»?

Влиятельность любой организации можно оценить прежде всего по её численности. И здесь сразу возникает проблема. Поскольку масоны изначально не открывают своих имен, «перепись населения» или какой-либо социологический опрос среди них невозможен. Журналистам и социологам масоны обычно сообщают усредненные оценочные цифры, нередко завышенные. Тем не менее, иногда появляется возможность получить вполне достоверную информацию – когда руководство Великих лож принимает решение обнародовать цифры такого рода.

После 2017-го года среди Великих офицеров национальных Великих лож и, прежде всего, в руководстве старейший в мире Объединённой Великой Ложи Англии, произошло значительное обновление. Высокие должности заняли представители молодого поколения: бизнесмены, специалисты по рекламе, пиару и IT-технологиям. Политика во взаимоотношениях с обществом стала решительно меняться. В Интернете стали публиковаться подробные отчеты о деятельности Ордена, в том числе, вполне достоверная информация о численности лож.

На 48-й Ассамблее Бразильской символической конфедерации масонства (это одна из самых многочисленных масонских организаций в мире), которая состоялась в июле 2019 года, Великий Магистр Великой регулярной ложи Португалии Арминдо Азеведо сделал доклад о состоянии масонства в Европе на начало второго десятилетия XXI века. Он подчеркнул, что составить достоверное представление было сложно еще и потому, что масонство сегодня представлено крайне неоднородными доктринами, ритуальными практиками и институциональными структурами различных послушаний, часто между собой не связанных и не признающих друг друга. Тем не менее, докладчик на основе доступных ему цифр смог составить определенную статистику, которая легла в основу настоящей публикации.

Среди множества различных уставов, которым следует европейское, а за ним и мировое масонство, резко выделяются две наиболее мощные ветви, которые последние 250 лет конкурируют между собой, полностью совпадая при этом по большинству «идеологических» пунктов. Небольшое преимущество в численности имеет «англосаксонская ветвь» с центром в Лондоне, как наиболее старая. Ей противостоит и совсем немного уступает «французская ветвь». Разногласие между ними возникло после Великой французской революции, когда антиклерикально настроенные французские масоны сделали в своем уставе поправку, позволяющую посвящать в масоны атеистов. Для англичан и тогда, и сейчас, вера в Бога является непременным условием приема в ложу.

Прочие европейские Великие ложи постоянно находятся в движении, в изменениях и перекомпоновках. Они экспериментируют с уставами, открывая либеральные, исследовательские, смешанные, женские и прочие послушания. При этом, несмотря на определенные разногласия, для всех них «Объединенная Великая Ложа Англии» и «Великий Восток Франции» остаются основанием определения масонской идентичности.

По мнению Арминдо Азеведо на маcонской карте Европы сегодня можно выделить четыре региона, между которыми имеются существенные различия: Юг, Север, Восток и Острова (Великобритания).

Южная Европа

Абсолютное большинство населения стран Южной Европы – католики, много веков испытывающие сильнейшее идеологическое влияние Папы Римского. Во все времена Ватикан относился к масонству как к опасному идеологическому сопернику, с которым нужно активно бороться. За триста лет разными папами против масонства было издано 13 булл, в которых католикам категорически запрещалось вступать в ряды вольных каменщиков. Эта борьба и сегодня не останавливается ни минуту. Кампании по диффамации масонства в СМИ и в социальных сетях при поддержке церкви происходят регулярно и постоянно.

Если среди масонов находятся нарушившие закон отступники, как, к примеру, в случае с итальянским мафиози Личо Джелли и его так называемой ложей «Пропаганда-2», то это может послужить поводом преследования масонов по всей стране. При этом под давлением церкви правительство не обратило внимание на тот факт, что к моменту ареста Джелли уже много лет был исключен из масонов за свою противозаконную и политическую деятельность.

Подобные антимасонские кампании в Южной Европе происходили регулярно. В Португалии в XIX веке глава правительства во время регентства Педро Четвертого, премьер-министр Хоаким Антонио де Агиар в 1834 году смог провести закон, по которому были закрыты и уничтожены все религиозные ордена. Были национализированы и переданы в управление Национальному казначейству все здания храмов, монастырей, колледжей, приютов и хосписов. Ритуальные предметы и документы были уничтожены. В национальной истории Агиар остался под прозвищем «Mata-Frades» («Монах-убийца»).

В период жестких запретов масонства, знаки и символы вольных каменщиков продолжали украшать исторические здания в центре Лиссабона.

В ХХ веке антимасонская политика в Португалии была продолжена авторитарными режимами Антониу Салазара и Марселу Каэтану. Возрождение началось лишь после «революции гвоздик» 1974-го года и оно во многом стало типичным для стран, где масонство было полностью разгромлено. Началось оно с того, что государство специальным законом вернуло масонам конфискованные здания. Потом было официальное обращение Великого мастера к нации. В 2003 году в Великую ложу нанёс визит президент страны – это стало важным толчком для развития национального движения. После этого за небольшой срок в ряды масонов влилось около трёх тысяч человек, которые сегодня объединились в 150 лож на материке. Появились также ложи в островных владениях и бывших колониях, говорящих на португальском языке: Мадейра, Сан-Томе, Принсипи, Кабо-Верде, Гвинея-Биссау, Азорские острова, Ангола. Открылась даже португальская ложа на острове Макао (Китай). Великая ложа Португалии также стала материнской для Великой ложи Мозамбика, которая была инициирована в 2009 году.

В XX веке Муссолини в Италии и Франко в Испании, целенаправленно физически уничтожали масонов. Во Франции противостояние между масонами и церковью было особенно острым, поскольку там масоны зачастую были еще и атеистами. В основной массе французские вольные каменщики, всё же, являются людьми верующими, но выступающими за отделение церкви от школы. Усилиями масонов – членов правительства – в начале XX века удалось добиться удаления изучения «закона божьего» из школ. В ответ они получили беспрецедентную антимасонскую кампанию в прессе по дезинформации и дискредитации Ордена. Она получила такой резонанс, что до сих пор многие искренне верят, что масоны поклоняются дьяволу и пьют кровь младенцев. И это несмотря на то, что автор скандальных «разоблачений», журналист Лео Таксиль, больше, чем сто лет назад чистосердечно признался, что серия его «репортажей» была чистой выдумкой от первого до последнего слова.

Масоны элегантно отомстили Ватикану в ответ на постоянные преследования. Они профинансировали создания памятника Джордано Бруно. Он установлен на том самом месте, где в 1600-ом году инквизиция устроила костер, на котором был сожжен великий ученый. Его укоризненный взгляд обращен точно в направлении папского престола.

При этом множество значительных личностей-масонов, как, к примеру, основатель Итальянской Республики Джузеппе Гарибальди, являются для молодежи государств Южной Европы примером для подражания. Ряды масонов в этих странах достаточно многочисленны, но до сих пор там речь идёт лишь о восстановлении масонского движения после катастроф ХХ века.

Северная Европа

Правительства стран Северной Европы, где среди населения преобладают протестанты, относились к масонству гораздо более доброжелательно, уважая их принципы и цели. Преследования со стороны католической церкви стали причиной определенного сближения между вольными каменщиками, светскими обществами и монархиями этих стран.

Во время Второй мировой войны, в период оккупации, масоны Северной Европы подверглись жестким репрессиям наряду с евреями и коммунистами. Но больше всего от нацистов пострадали масоны Германии, которые были физически уничтожены практически на 90% (точных цифр нет, но по некоторым оценкам погибло около двухсот тысяч человек).

В послевоенные годы масонство в Северной Европе довольно быстро восстановило свою численность и к XXI веку его превысило. Быть масоном в Скандинавии и в странах Бенилюкса почётно и престижно. Масоны пользуются поддержкой правительства, а там, где сохранились действующие монархи, представители королевской семьи традиционно входят в руководство Ордена. Играть более заметную роль в международном движении этим странам мешает общая небольшая численность населения. Но именно в этих странах находятся мировые центры альтернативных масонских уставов: смешанные и женские послушания и мощный парамасонский международный орден «Право человека».

Острова

В Ирландии, Шотландии и Уэльсе, а также еще на 23-х территориях, входящих в Британское Содружество, регулярное масонство существует естественным образом. Англиканская церковь, созданная Генрихом Восьмым, чтобы противостоять Ватикану, никогда не конфликтовала масонством, а наоборот, находила в нём опору, продолжает сегодня сосуществовать с Орденом в гармонии и согласии. Для членов британской ложи совершенно нормально после проведения работ выйти в ритуальном облачении на улицу и переместиться в ближайшую церковь, чтобы поприсутствовать там на богослужении.

Вольные каменщики Ноттингема торжественным маршем направляются после масонской встречи на богослужение в церковь.

Одна из основных проблем на островах – старение членов лож и недостаток новых лиц. Причиной являются чрезвычайно строгие критерии к отбору кандидатов.

Проблема омоложения личного состава была воспринята нынешним руководством ОВЛА очень серьезно. Были созданы специальные проекты для привлечения молодежи к масонству. Один из таких проектов – создание ложи особого типа для университетской молодежи – уже успешно воплощен жизнь. Второго марта 2019 года более 700 высокопоставленных вольных каменщиков со всей Англии заполнили великолепный «Зал масонов» главного храма ОВЛА в Лондоне, чтобы стать свидетелями освящения первой в мире ложи для молодых масонов «Эссекс Корнестоун Клуб № 9968».

На заложении ложи нового типа для молодых масонов в центральном храме британских масонов присутствовало 700 почетных гостей со всех регионов Великобритании.

Восточная Европа

Страны Восточной Европы воспринимаются в масонском мире как новое европейское масонство, несмотря на то, что в XVIII веке Орден вольных каменщиков присутствовал здесь повсеместно. Однако в 1822 году и повторно в 1826 по всей Российской империи, под властью которой находилась большая часть стран Восточной Европы, масонство было официально запрещено. После короткого периода возрождения с 1905 по 1920 годы большинство масонов были арестованы или убиты большевиками. Для того, чтобы выжить, они должны были либо уходить в глубокое подполье, либо эмигрировать.

Ситуация поменялась после прихода Михаила Горбачева, падения Берлинской стены и распада СССР. Ключевую роль в появлении новых Великих национальных лож стран Восточной Европы сыграли европейские Великие ложи, которые стараются оказать им всяческую поддержку.

Членам возрожденных масонских лож Восточной Европы приходится сталкиваться с инертным мышлением большей части населения, которое в основном находится во власти суеверий и клеветнических измышлений относительно масонства, которое им еще предстоит преодолеть. .

Численность европейского масонства

Численность масонства в разных странах Европы в силу перечисленных обстоятельств довольно сильно отличается. К началу 2010-х годов в Европе насчитывалось от 650 до 700 тысяч масонов. Почти половина из них находится в Великобритании (290-310 тыс.). Во Франции имеется сопоставимое количество вольных каменщиков: 180-190 тысяч. Вместе Англия и Франция составляют почти три четверти европейских масонов. Далее следуют Италия (38-44 тыс.) и Бельгия (26-27 тыс.).

За исключением Турции (17-19 тыс.) и Румынии (9-12 тыс.) в среднем в европейской масонской державе насчитывается 15-20 тысяч человек (Германия, Дания, Норвегия, Швеция).

На более низком уровне (7-9 тыс.) находятся Греция, Нидерланды, Португалия и Финляндия. От четырёх до шести тысяч масонов насчитывается в пяти странах: Австрия, Болгария, Испания, Исландия и Швейцария. От тысячи до трёх насчитывают Кипр, Венгрия, Польша, Россия и Сербия.

Большая часть Южной и Восточной Европы, а также окраины континента являются территориями с малым масонским присутствием. Их можно условно разделить на три уровня: от 500 до 1000 (Хорватия, Чехия, Эстония), от 200 до 450 (Босния, Грузия, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Словения, Украина и Черногория) и около ста масонов или меньше (Албания, Азербайджан, Беларусь и Косово).

Наконец, в качестве отдельной категории необходимо выделить несколько карликовых государств с низкой численностью населения, но чрезвычайно высокой масонской плотностью: Андорра, Гибралтар, Люксембург, Мальта и Монако. Здесь информации имеется меньше всего, но известно, что масоны играют в жизни этих стран ключевые роли.

Плотность европейского масонства

Нет полноценных данных об активности участия масонов в работе лож. Тем не менее, почти все эмпирические исследования показывают, что постоянное активное участие в масонских мероприятиях принимает от четверти до половины всего состава организации. Доля активной части масонов довольно сильно отличается в зависимости от страны, послушания и конкретной ложи.

Наконец, степень влияния масонства и его вовлеченность в публичную жизнь чрезвычайно зависит от глубины интеграции в различные социальные области – в экономику, политику, культуру и т.д. Масонская Европа очень разнородна и имеет очень разную плотность интеграции.

Самая высокая плотность масонов в обществе находится в островных странах, являющихся исторической колыбелью масонства – в Англии, Шотландии и Ирландии, а также в нескольких небольших странах: Андорре, Гибралтаре, Монако и на крайней европейской периферии – в Исландии. Этот феномен можно объяснить желанием местных элит объединяться для более глубокой интеграции в мировое культурное сообщество. Для них масонство уже давно стало своеобразным культурным клубом, местом общения, в котором в обязательном порядке необходимо находиться культурному и образованному человеку. В Андорре, Гибралтаре, Ирландии, Исландии, Монако и Шотландии один масон приходится на 80-150 жителей (или на 50-90 взрослых). При этом в Шотландии масонская плотность в два раза выше, чем в Ирландии и в три раза выше, чем в Англии (там один масон приходится на 250 жителей).

В Европе высокая плотность масонов имеется также в бельгийско-французском регионе (1 масон на 360-440 жителей) и в Скандинавии (1 масон на 330-340 жителей в Норвегии, 550-560 в Дании, 600 в Финляндии и 640-650 в Швеции). Один масон на 800-1000 жителей встречается в трёх малонаселенных странах, с общим количеством населения от 400 до 800 тысяч жителей. Это две бывшие британские колонии – Кипр и Люксембург, а также Мальта.

Достаточно высокая плотность вольных каменщиков наблюдается в четырёх южных европейских государствах (Болгария, Греция, Италия и Португалия), а также в Швейцарии – 1 масон на 1300-1600 жителей. Высокая средняя плотность (от 2000 до 3000) обнаружена в центральной части Балкан (Австрия, Черногория, Румыния и Сербия), а также в Нидерландах и Эстонии.

Средняя плотность масонства (от 4300 до 5100 человек на одного масона) зафиксирована в довольно сильно отличающихся друг от друга странах – в Германии, Латвии, Словении и Турции.

Масонская плотность ниже средней (1 масон на 9900-11800 человек) объединяет бывшие диктатуры, сильно пострадавшие от фашизма и коммунизма: Испания, Венгрия, Македония, Молдова и Чехия.

Низкая плотность (от 18 до 38 тыс.) наблюдается в бывших коммунистических странах со слабой масонской традицией: Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Литва и Словакия.

Наиболее низкая плотность масонов (от 60 до 95 тыс.) зарегистрирована в Азербайджане и в России и в двух странах, где возрождение национального масонского движения находится в самом начале пути (1 масон приходится на 220-450 тысяч жителей) – в Беларуси и в Украине.

Есть лишь одна страна в Европе, где нет ни масонов, ни лож – это, конечно, Ватикан.

Описанная ситуация является результатом глубоких исторических сдвигов и недавних событий, сильно изменивших политическую карту континента. Как ни странно, карта европейской масонской плотности очень похожа на карту конца восемнадцатого века, за одним заметным исключением – Германии, которая до 1933 года была второй по величине масонской державой в Европе.

В центральной части саксонского города Кведлинбурга, который находится под охраной ЮНЕСКО, все здания имеют возраст не менее 600 лет. Именно здесь было решено установить памятник бывшим представителям масонского сообщества города. Мастер стула и Мастер церемоний готовятся открыть масонскую встречу.

Внутри государств также идут определенные процессы и масонская плотность в пределах одной и той же страны далеко неоднородна. В большинстве случаев крупные и средние города значительно более «масонизированы», чем сельские или периферийные районы. Во многих странах существует реальная конкуренция между столицей и остальной частью страны. К примеру, в Вене проживают три четверти всех австрийских масонов.

Во Франции, в так называемом «средиземноморском» регионе, плотность масонов в 6 раз больше, чем на атлантическом побережье. В Бельгии масонская плотность в Брюсселе и Валлонии намного выше, чем во Фландрии. В 150 городах России с населением более ста тысяч человек только в 15-ти городах имеются масонские ложи.

Изменения в структуре современного европейского масонства

В странах с наиболее высокой масонской активностью с 1960 годов в количественном отношении наблюдался длительный медленный спад. В настоящее время он более или менее стабилизировался. В любом случае число масонов здесь остаётся более высоким, чем во всём остальном мире. Хотя половина масонов мира сегодня  находится в Соединенных Штатах Америки, тройственная колыбель так называемого спекулятивного масонства, Англия, Ирландия и Шотландия, остаётся главным оплотом европейского «королевского искусства».

Скандинавское масонство органично вписалось в общество с традиционно высоким уровнем терпимости и почти с полным отсутствием ксенофобии. Скандинавская масонская традиция смогла органично соединить традиционные моральные ценности прошлого с одной стороны и современные глобальные ценности – с другой. Оказалось, что масоны могут плодотворно сосуществовать и с властью, и с другими социальными институтами. Согласно социологическим исследованиям три четверти скандинавов считают себя атеистами, но при этом они терпимо относятся к национальной лютеранской церкви, которая продолжает играть большую роль.

Во франко-бельгийской части Европы масонство стало привлекательным местом для социализации. При растущем атеизме и низкой политической активности оно выступило в качестве определенной замены религиозных практик и политических баталий. После окончания «холодной войны» масонская идеология терпимости плюс обращение к древним традициям строителей соборов или даже пирамид, а также удовольствие от общения с близкими по взглядам людьми стало отлично удовлетворять чаяния интеллектуалов.

В настоящий момент сильная масонская традиция северо-западной Европы сообщила импульс интереса к Ордену каменщиков, который движется от центра к периферии, к востоку и югу Европы. Прежде всего это каcается Германии, которая переживает настоящее масонское возрождение.

Антимасонская политика католической церкви не стала абсолютным препятствием для развития Ордена в Италии и Испании, где плотность масонства заметно растет. И даже в странах, пережившие периоды власти антимасонских ультраправых или коммунистических правительств, таких как Болгария, Румыния, Греция и Португалия, масонство активно развивается.

На других территориях масонское обновление происходит довольно медленно, потому что для этого объективно нет удовлетворительных условий, однако движение всё же наблюдается и даже увеличивается.

Что характерно, антимасонские настроения никак не связаны с количеством действующих масонов и их социальной ролью. Мы можем это наблюдать на примере Франции, где вольные каменщики многочисленны, хорошо организованны и проводят огромную благотворительную работу и где при этом регулярно происходят антимасонские погромы.

Несмотря на значительные различия, европейское масонство относительно однородно в социокультурном плане. В него входят почти исключительно представители среднего класса, его наиболее обеспеченной и образованной части. Почти всегда это городские жители, имеющие свободное время, социально активные, но не желающие заниматься политической деятельностью, в основном мужчины (93-94%).

Франкоязычное пространство в масонской Европе является самым феминизированным в мире. В Бельгии в масонстве состоит 8 тысяч сестер. Братьев при этом около 18 тысяч. Во Франции женщины составляют 17-18% от общего количества масонов. В Великобритании в масонстве находится 10 тысяч женщин, которые входят в пять смешанных или женских послушаний. В Италии и Исландии сестры представляют 10% масонов, в Германии и Нидерландах – 5%.

Девять из десяти европейских масонов в обязательном порядке признают Божественное начало Великого Архитектора Вселенной. Только в это понятие они часто вкладывают очень разный смысл: Бог, Высшее Существо, Принцип Творца или просто Символ. При этом фундаментальные принципы, которых придерживаются масоны самых разных послушаний, остаются для всех едиными: равенство, честность, справедливость, терпимость, милосердие.

Масонский ритуал в развитии

В дополнение к бесконечному процессу разборок и ссор по выяснению регулярности и взаимных признаний, которые составляют определенное очарование отношений между послушаниями, нужно также отметить многочисленные географические и идеологические скрытые течения на масонской карте Старого континента: немецко-скандинавские, швейцарские, англосаксонские, традиционно-континентальные, мистические, агностические, эзотерические, христианские – и это еще далеко не все оттенки масонской палитры.

Несмотря на жесткость и консервативность регламента, конституций, положений и принципов, мы можем заметить множество взаимопроникновений социальных и культурных факторов различных послушаний. Это вполне естественный процесс: мобильные европейцы наносят друг другу визиты, дружат, взаимодействуют, проводят совместные проекты, учатся друг у друга. Эта особенность, несомненно, является одной из движущих сил развития масонства в течение трех столетий.

Все масонские уставы, используя разные ритуалы, базируются на единой библейской иудейско-христианской легенде. Отказываясь выбирать конфессию или церковь, масонство не намерено избавляться от ссылок на религию. Наличие Великого Архитектора Вселенной позволяет масонам охватить все верования и духовности, присутствующие в глобальном обществе. Это обстоятельство порождает разнообразие и адаптируемость ритуалов.

Примерно половина европейских масонов придерживаются англосаксонского ритуала, используя устав «Эмулейшн» либо Древний и Принятый Шотландский Устав (ДПШУ).

Треть европейских братьев также используют ДПШУ. Он почти не используется на севере континента, но в центральной Европе с 2000-х годов по его правилам стало работать большинство лож. Каждый десятый масон выбирает более современный, т.н. французский обряд в одном из его вариантов, один из двадцати выбирает шведский обряд, а каждый пятый выбирает Усовершенствованный Шотландский (Швейцария) или обряд Шрёдера (Германия).

Заключение

В Европе, как и в остальном мире, уставы, ложи и масоны живут и развиваются в сложном и постоянно меняющемся контексте. Невозможно оценить точно, но по некоторым оценкам в Европе сейчас практикуется более сотни разных послушаний, действует от 15-ти до 20-ти тысяч лож, в которых находится от 650 до 700 тысяч масонов, объединенных единой идеологией, но с огромными национальными и региональными различиями. Эта одновременно разнообразная и единая общность лишь подчеркивает важную роль, которую масонство выполняет сегодня в Европе и в мире.

Орден находится в постоянной эволюции, чутко реагируя на изменения, которые происходят в мире, сохраняя при этом важную духовную константу, которая остается залогом его долговременного существования.

Психологическое, социальное, культурное и духовное доверие, которое испытывают масоны друг к другу, делают их сплоченной общностью, которая способна выполнять множество общественно важных социальных задач. Таким было масонство в течение трех столетий своего существования в Европе, таким оно остается и сейчас, устремленное в будущее.

День открытых дверей в масонской ложе.

Источники:
A Maçonaria na Europa – Comunicação do Grão-Mestre
Grand Temple witnesses a world first with Consecration of the first lodge for young Freemasons

Читать еще об истории масонов:
Тайная история шотландских масонов хранится у всех на виду
Святой Петрок покровительствует масонам Девона
Масонская ложа возродилась спустя 82 года
Всемирное масонство отметило 300-летний юбилей
Олланд признал заслуги масонов перед Францией
Наполеон – император масонов (21.08.2019)
Масоны при дворе Екатерины Великой (2.05.2018)

Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы оставаться в курсе новостей:
Канал «Масонские истории» на Дзен

Instagram
Facebook
Одноклассники
Telegram
Смотреть на канале в YouTube