Бакунин: «Торжество революции убило франкмасонство»

В феврале 2019 года состоялся необычный юбилей – 150 лет с момента, когда русский философ Михаил Бакунин, один из теоретиков социального анархизма в письме к своим товарищам-революционерам дал объемную характеристику масонству XVIII века и его роли в подготовке почвы для французских революций XIX века.

Несмотря на критическое настроение письма, которое по своей форме скорее является литературным эссе, оно ярко показывает, какое важное значение в европейском культурном пространстве имело масонство в середине XIX века.

В 1861 году Бакунин, совершил дерзкий побег из ссылки в Сибири и был вынужден жить в эмиграции. Оказавшись в Женеве, он был принят обществом рабочих. Членам этого общества Бакунин впоследствии адресовал ряд писем, в которых рассуждал о будущей революции. В них уходящую эпоху он называет «временем франкмасонства».

 

К ТОВАРИЩАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА РАБОЧИХ ЛОКЛЯ И ШО-ДЕ-ФОНА

Женева, 23 февраля 1869 г.

Друзья и братья,

Прежде чем покинуть ваши горы, я чувствую потребность еще раз выразить вам письменно мою глубокую благодарность за сделанный мне вами братский прием. Разве не удивительно, что какой-то человек, русский, бывший дворянин, которого вы до последнего времени совершенно не знали, и чья нога в первый раз ступила на вашу землю, тотчас же по своем прибытии, был окружен несколькими сотнями братьев! Подобное чудо в настоящее время может быть осуществлено лишь Международным Обществом Рабочих, и это по простой причине: оно одно теперь являет собой историческую жизнь и творческую мощь политического и социального будущего. Te, кого об’единяет живая мысль, живая воля и великое общее стремление, являются действительно братьями, даже если они незнакомы друг с другом.

 

Было время, когда буржуазия, обладая такой же жизненной мощью и являясь единственным историческим классом, представляла подобное зрелище братства и единения, как в действиях, так и в мыслях. Это было лучшее время этого класса, без сомнения всегда почтенного, но отныне бессильного, тупого и бесплодного, эпоха его самого энергичного развития. Такова была буржуазия до великой революции 1793-го года; таковой была она еще, но в меньшей мере, до революции 1830 и 1848 года. Тогда пред буржуазией был целый мир для покорения, она должна была занять место в обществе, и, организованная для борьбы, умная, смелая, чувствуя себя сильной правом всех, она обладала непреоборимым всемогуществом; она одна совершила три революции против соединенных сил монархии, дворянства и духовенства.

 

В то время буржуазия тоже создала всемирную, могучую международную ассоциацию: Франк-Масонство.

 

Очень ошибся бы тот, кто судил бы о Франк-Масонстве прошлого века, или даже начала этого века, по тому, чем оно является теперь. Учреждение по преимуществу буржуазное, Франк-Масонство, в своем растущем могуществе сначала и потом в своем упадке, было как бы выражением интеллектуального и морального развития, могущества и упадка буржуазии. В настоящее время, спустившись до печальной роли старой интриганки и болтуньи, оно ничтожно, бесполезно, иногда вредно и всегда, смешно, между тем как до 1830 и в особенности до 1793 года, оно соединяло в себе, за малым числом исключений, все выдающиеся умы, самые пылкие сердца, самые гордые воли, самые смелые характеры и, представляло собой деятельную, могучую и истинно полезную организацию. Это было мощное воплощение и осуществление на практике гуманитарных идей XVIII века. Все великие принципы свободы, равенства, братства, человеческого разума и справедливости, выработанные теоретически философией этого века, сделались в среде Франк-Масонства практическими догматами и как-бы основами новой морали и новой политики – душой гигантского предприятия разрушения и воссоздания. Франк-Масонство было в то время не более, не менее, как всемирным заговором революционной буржуазии против феодальной, монархической и божеской тирании!

 

Это был Интернационал буржуазии.

 

Известно, что все главные деятели первой революции были Франк-Масонами, и что, когда эта революция разразилась, она встретила, благодаря Франк-Масонству, друзей и преданных, могущественных союзников во всех других странах, что, конечно, сильно помогло ее торжеству. Но так же очевидно, что торжество революции убило Франк-Масонство, ибо после того, как революция в значительной мере выполнила пожелания буржуазии и поставила ее на место родовой аристократии, буржуазия, бывшая долгое время утесняемым и эксплуатируемым классом, естественно сделалась в свою очередь классом привилегированным, эксплуататорским, притесняющим, консервативным и реакционным, сделалась другом и самой надежной поддержкой государства. После захвата власти первым Наполеоном, Франк-Масонство сделалось, в большинстве стран европейского континента, императорским учреждением.

Реставрация его отчасти воскресила. Буржуазия, видя угрозу возвращения старого режима, вынужденная уступить церкви и дворянству место, завоеванное ею в первую революцию, принуждена была снова сделаться революционной. Но какая разница между этим подогретым революционаризмом и горячим, могучим революционаризмом, вдохновлявшим ее в конце прошлого столетия! Тогда буржуазия была искренна, она серьезно и наивно верила в права человека, ее двигал, вдохновлял гений разрушения и обновления, она была в полной силе ума и в полном развитии сил; она еще не подозревала, что бездна отделяет ее от народа; она себя считала, чувствовала и действительно была представительницей народа. Реакция термидора и заговор Бабефа навсегда лишили ее этой иллюзии. Бездна, разделяющая рабочий народ от эксплуатирующей, властвующей, и благоденствующей буржуазии, открылась, и чтобы заполнить эту бездну понадобится весь класс буржуазии, целиком, все привилегированное существование буржуа.

Поэтому, не вся буржуазия в ее целом, а только часть ее возобновила после реставрации, заговорщицкую деятельность против дворянского, клерикального режима и законных королей.

В следующем письме, я разовью вам, если вы мне позволите, свои мысли, относительно последней фазы конституционного либерализма и буржуазного карбонаризма.

Михаил Бакунин вырос в дворянской семье с глубокими аристократическими корнями, получил прекрасное образование (11 детей в семье говорили на пяти языках) и высокие моральные принципы. «Честно прожить и стать полезным моему отечеству и моим родным», – так молодой Бакунин формулировал свои жизненные приоритеты. В 1829 году он поступил в Петербургское артиллерийское училище, откуда через 5 лет был отчислен за дерзкий ответ старшему офицеру.

Бакунин уехал в Европу, подружился с Тургеневым (писатель позднее отразил его в образе Рудина) и ушел в бурную революционную деятельность. В 1842 году Бакунин написал политическую статью «Реакция в Германии», в которой вывел знаменитую фразу, ставшую его жизненным девизом: «Дайте же нам довериться вечному духу, который только потому разрушает и уничтожает, что он есть неисчерпаемый и вечно созидающий источник всяческой жизни. Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!»

Идеи Бакунина и сегодня не теряют актуальности и популярности во всем мире.

Бакунин первым рассмотрел, какие опасности для общества скрывает идея коммунизма. В статье «Коммунизм» (1843) он писал, что «это не свободное общество, не действительно живое объединение свободных людей, а невыносимое принуждение, насилием сплочённое стадо животных, преследующих исключительно материальные цели и ничего не знающих о духовной стороне жизни и о доставляемых ею высоких наслаждениях». Среди других его удивительных предвидений – убеждение, что земли Украины, Литвы, «Белоруссии со Смоленском» после победы революции будут иметь право на автономное развитие, исключающее всякий диктат со стороны России и Польши.

Будучи принципиальным противником идей Маркса, Бакунин, тем не менее, стал первым переводчиком «Манифеста Коммунистической партии» на русский язык.

Далее жизнь этого неукротимого революционера складывалась непросто: участие в немецкой революции, смертный приговор, замененный пожизненным заключением, 12 лет, проведенных в тюрьме, вечное поселение в Сибири, дерзкий побег, возвращение к революционной деятельности в Европе.

Участие в масонской организации для Бакунина было совершенно естественным – масоном был его отец, предводитель дворянства в Тверской губернии. В 1864 году философ написал программную работу «Катехизис интернациональных братьев», а также большую статью «Международное тайное общество освобождения человечества», в которой обозначил основные направления деятельности «братства».

«Свобода без социализма – есть привилегия и несправедливость, социализм без свободы – есть рабство и скотство» (М. А. Бакунин «Бог и государство»)

В силу постоянной смены местожительства, Бакунин принимал участие в работе множества лож. В середине 1860-х годов он побывал на острове Капрера, в гостях у Джузеппе Гарибальди, революционера и масона, Великого Мастера, который возглавлял «Великий Восток Италии».

Третьего апреля 1865 года Михаил Бакунин был возведен в 32-й градус Древнего и принятого шотландского устава «Великого Востока Италии».

«Я человечен и свободен сам лишь постольку, поскольку я признаю свободу и человечность всех людей, окружающих меня. Лишь уважая их человеческий характер, я уважаю свой собственный человеческий характер». (М. А. Бакунин «Бог и государство»).

 

Источники:

Михаил Бакунин. Избранные сочинения. Том IV

Журнал «Дилетант»

Энциклопедия «Традиция»

Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы оставаться в курсе новостей:
Instagram
Facebook
Одноклассники
Telegram
Смотреть на канале в YouTube