С 14.11.2019 в минском Доме масонов открывается уникальная выставка масонских древностей

Выставку «Масонская коллекция из собрания Вацлава Федоровича», которая откроется в Музее истории театральной и музыкальной культуры (Верхний город, Музыкальный переулок, 5, «Дом масонов») без всяких натяжек можно уверенно назвать уникальной, а саму коллекцию, видимо, крупнейшей на территории СНГ.

История коллекции и длинный путь более чем в сто лет, который она преодолела, прежде чем попасть в выставочную экспозицию в минском Доме масонов, похожа на приключенческий роман.

Вацлав Петрович Федорович родился в Витебске в 1848-ом году. В 1872-ом он окончил юридический факультет Московского университета, служил в Саратове, Царицыне и Ереване, а в 1884-ом году, получив должность присяжного поверенного, вернулся в родной Витебск.

Будучи блестящим юристом, Федорович имел обширную практику, был человеком вполне обеспеченным, широко образованным и очень увлеченным. Увлечением его, настоящей страстью, было собирательство и коллекционирование. Круг его интересов был весьма широк. Федорович успел собрать обширные коллекции, монет, оружия, книг, и этнографических древностей, но самым интересным и самым ценным среди его собраний была коллекция масонских артефактов.

Вацлав Петрович занимался поиском занимавших его раритетов как подлинный ученый-исследователь. Он вел большую переписку, поддерживал отношения с множеством антикваров, работал в библиотеках и архивах, и, в конечном счете, находил подлинно уникальные предметы. Федорович являлся членом-корреспондентом Общества поощрения изящных искусств в Варшаве и Краковской Академии знаний, членом Польского общества краеведения и Нумизматического общества Кракова.

В период активного формирования коллекции, в конце 19-го – начале 20-го века, масонство на территории Российской Империи было строго запрещено уже порядка 80-ти лет (вердикт о запрете масонства Александр Первый издал в 1822 году). К этому времени масонские предметы: элементы ритуального облачения, знаки, эмблемы, документы, рукописи – всё давно стало раритетом. Ценные артефакты, как правило «всплывали», когда молодые наследники-аристократы после смерти престарелых родственников начинали распродавать имущество, казавшееся им бесполезным и малоценным. Действительно, масонские знаки – чаще всего это была позолоченная латунь – с точки зрения количества драгоценного металла никакого интереса не представляли. Но их историческая ценность была огромной. Чаще всего они существовали в единственном экземпляре.

В масонскую коллекцию Федоровича вошло порядка двухсот предметов. В основном это были артефакты, относящиеся к местным ложам, действовавшим на территории бывшего Великого Княжества Литовского в конце 18-го и начале 19-го века. То есть, к моменту, когда масонский знак попадал в руки к Федоровичу, ему нередко было уже более ста лет.

Найденные ценности коллекционер обрабатывал на научном уровне: делал подробное описание, составлял каталоги, фотографировал и атрибутировал – пытался определить происхождение и принадлежность предмета. Это было самым сложным – в царствование Александра I и Николая I масонские архивы и документы российскими властями целенаправленно уничтожались.

В конце 1880-х годов Вацлав Федорович в своем доме в Витебске открыл частный музей. Широкая публика имела возможность познакомиться с коллекциями оружия, монет и этнографических древностей. Масонские предметы коллекционер по понятным причинам держал в закрытых сундуках.

После смерти Федоровича в 1911-ом году его семья бережно хранила все коллекции. Но случилась революция – 1923-ем году родственники были вынуждены передать все ценности в музей. Первоначально это было Витебское отделение Московского археологического музея. В этот бурный период шло активное создание новых и реорганизация старых музеев. Музеи менялись, сливались, закрывались – коллекции регулярно переезжали из одного помещения в другое. Каким-то чудом основное собрание удалось сохранить, хотя во время перемещений много ценных экспонатов было утрачено.

Наконец, в конце 20-х годов собрание Федоровича вошло в состав Витебского отделения Белорусского национального музея. Масонская коллекция покинула сундуки хранения и была выставлена под вывеской «Масоны были первыми революционерами в России».

В 1930 году коллекция благоразумно из экспозиции была убрана. Это было сделано очень вовремя – как раз в этом году в Ленинграде прошло так называемое «масонское дело», в результате которого члены последней на то время в Советском Союзе масонской ложи были обвинены в контрреволюционной и шпионской деятельности (впоследствии реабилитированные). Слово «масонство» было напрочь вычеркнуто из культурной жизни страны, а масонская коллекция надолго упрятана в самые дальние запасники.

Собрания Федоровича благополучно пережили Вторую мировую войну, эвакуацию, возвращение в Витебск – на этот раз в Витебский областной краеведческий музей, который расположился в роскошном здании ратуши в самом центре города.

Теперь с коллекцией работают научные сотрудники, которые занимаются изучением артефактов и уточнением их происхождения. Важным импульсом стала огромная работа по изучению масонского наследия Великого Княжества Литовского, которую проделал профессор Гродненского университета Вячеслав Витальевич Швед, его монография «Масоны и ложи на землях Беларуси» и его спецкурс по истории белорусского масонства, который он читал для своих студентов.

Собрание масонских древностей по-прежнему хранится в запасниках, но теперь уже по другой причине: важная и самая древняя часть коллекции, представляющая масонское облачение: запоны (фартуки) и кордоны (нагрудные и чересплечные ленты) находится в плохом состоянии. Ткань частично истлела и плохо переносит свет. Есть еще одна проблема, от которой страдают практически все музеи мира: для экспонатов тривиально не хватает места.

В настоящий момент в постоянной музейной экспозиции масонскую коллекцию представляет лишь один небольшой стенд. Полностью же коллекцию Витебскому краеведческому музею удалось показать лишь несколько раз на временных выставках – это сложное и затратное мероприятие. В Минске собрание Федоровича не было ни разу. Наконец, это случится впервые 14 ноября 2019 года благодаря совместным усилиям Национального исторического и Витебского областного краеведческого музеев и при финансовой и организационной поддержке Досточтимой ложи «Михал Клеофас Огинский», которая своей целью ставит возрождение культурных традиций Великого Княжества Литовского.

Доктор наук, профессор Вячеслав Витальевич Швед, который в настоящий момент преподает в Варшавском университете, по приглашению ДЛ «М.К.Огинский» специально приезжает в Минск, чтобы присутствовать на открытии выставки. Кроме этого, в течение месяца в рамках работы выставки будет прочитан ряд лекций по истории, теории и практики масонства в Беларуси.