Тихая улочка Хилл-стрит с ее булыжными мостовыми и характерными фасадами XVIII века – настоящий оазис в одном из центральных районов Эдинбурга. По сравнению с нависающим над шотландской столицей замком или жутковатыми тупиками она кажется совсем заурядной – ну какие секреты могут таиться на такой улице? Но если идти по ней не спеша, можно заметить кое-что необычное.
Над дверью, окаймленной двумя нежно-голубыми колоннами, красуется позолоченная надпись «Эдинбургская ложа №1 (Часовня святой Марии)». Чуть выше в каменной стене высечена шестиконечная звезда, испещренная непонятными – по крайней мере, для непосвященных – символами и цифрами.
На тихую старинную улочку Хилл-стрит в Эдинбурге туристы заглядывают редко.
В часовне святой Марии, расположенной по адресу Хилл-стрит, дом 19, не совершаются богослужения. Там находится действующая масонская ложа – судя по тому, что первые упоминания о ней датируются 1599 годом, старейшая в мире.
Некоторых это может удивить. Большинство любителей истории современного движения вольных каменщиков убеждены в том, что оно зародилось гораздо позже, в 1717 году, когда была основана будущая Великая объединённая ложа Англии. Однако масонство во многом – столь же типично шотландское явление, как волынка или клетчатый килт.
Объединения каменщиков существовали и в Англии, и в Шотландии еще со Средних веков. Однако первые свидетельства о регулярной работе таких объединений, или лож, отмечены именно в Шотландии.
К концу XVI века на всей территории страны – от Эдинбурга до Перта – насчитывалось по меньшей мере 13 постоянно действующих лож. Однако четкую институциональную структуру эти средневековые гильдии обрели лишь непосредственно перед наступлением XVII века – этот момент многие считают датой рождения современного масонского движения.
Дом номер 19 по Хилл-стрит помечен множеством масонских символов.
В качестве примера можно взять самые старинные протоколы собраний, которые обычно считают главным признаком действующей организации. Самый первый такой документ, который датируется январем 1599 года, был составлен масонами ложи «Атчинсон-Хэвен» в шотландской области Ист-Лотиан. В 1852 году эта ложа закрылась.
Спустя всего полгода в эдинбургской ложе «Часовня святой Марии» тоже стали вести протоколы. Насколько можно судить, в Англии нет никаких подобных административных записей, относящихся к тому времени.
«Вот тогда-то всё и началось, – рассказывает Роберт Купер, куратор Великой ложи Шотландии и автор книги «Взлом масонского кода» («Cracking the Freemason’s Code»). – Ложи стали в стране постоянным явлением. Более того, теперь мы знаем, что они образовывали единую национальную сеть. Можно сказать, что именно в Эдинбурге все и началось».
Двери Великой ложи Шотландии, которая известна также, как «Фримасонс-Холл», всегда открыты.
У Купера есть свой кабинет – обшитая деревом и забитая книгами комната в помещении Великой ложи Шотландии по адресу Джордж-стрит, дом 96 – в двух шагах от часовни святой Марии.
Повсюду стоят картонные коробки – вроде тех, что используются для переезда – доверху наполненные пыльными книгами и бумагами. Со дня основания этой ложи в 1736 году сюда поступали реестры и протоколы собраний всех остальных официально зарегистрированных масонских лож Шотландии – а значит, и сведения обо всех их членах, число которых оценивается в четыре с лишним миллиона человек.
Уже само по себе количество документов, которые приходится просматривать масонам Великой ложи, повергает в ужас. Но это занятие приносит свои плоды – как было в конце 1970-х годов, когда члены Ложи прослышали о том, что в Лондоне выставлены на аукцион протоколы собраний ложи «Атчинсонс Хэвен».
Недавно Купер обнаружил 115-летний реестр членов Шотландской масонской ложи в японском городе Нагасаки. «Есть такая старая пословица: где бы ни оказались шотландцы, первым делом они строили «кирк» (храм), потом банк, а потом пивную. Четвертой в этом списке всегда была масонская ложа», – улыбаясь, говорит архивариус.
Стрелка указывает на подпись поэта Роберта Бёрнса в реестре членов шотландской масонской ложи.
Свидетельство международного масштаба деятельности Великой ложи Шотландии – ее собственный музей, который открыт для посещений. В музее выставлено множество разрозненных предметов со всего мира – таких, как зеленое знамя с вышитыми на нем словами «Провинциальная Великая ложа шотландских масонов в Северном Китае» и около тридцати масонских «драгоценностей» (или, для непосвященных, просто медальонов) из одной только Чехословакии.
Конечно, сторонники теории заговора сочли бы такую широту деятельности масонов дурным знаком. Некоторые считают, что масонство – это культ, поддерживающий связи с иллюминатами. Другие убеждены, что это всемирная сеть, которая приложила руку ко всему на свете – от оформления долларовой купюры до Французской революции.
Куратор музея Великой ложи Шотландии Роберт Купер охотно показывает древние экспонаты.
Как и большинство историков, в ответ на эти предположения Купер лишь качает головой. «Если бы мы были тайным обществом, как бы вы о нас узнали? – спрашивает он. – Это общественное здание, у нас есть сайт в Интернете, страница в «Фейсбуке», учетная запись в «Твиттере». Мы даже размещаем объявления в прессе».
«И при этом нас считают тайным обществом, которое правит миром! Настоящие тайные общества – это мафия, китайские триады. Вот это я понимаю – тайные общества. У них нет общественных библиотек или музеев, куда может зайти любой человек».
Некоторые из мифов о масонстве, по-видимому, проистекают из тайны, связанной с его происхождением. Одна из фантастических теорий гласит, что после того, как французский король Филипп IV уничтожил орден тамплиеров в 1314 году, некоторые из рыцарей бежали на запад Шотландии, в область Аргайл, и создали себе новую организацию – объединение «вольных каменщиков».
Другие – в том числе сами масоны – полагают, что основателем масонства был не кто иной, как царь Соломон, чей храм, по преданию, был построен на основе тайных знаний, передававшихся каменщиками из поколения в поколение.
Старые масонские документы, как правило, щедро украшены специфическими символами.
Более правдоподобная версия заключается в том, что масонство берет свое начало в средневековых объединениях мастеров, устроенных по принципу гильдий. «Все эти организации формировались по профессиональному признаку, – рассказывает Купер. – Было время, когда люди говорили: «А, так ты вольный каменщик? А я вольный садовник, а это вот вольный плотник и вольный горшечник»».
Всем ремесленникам наличие некой организации позволяло не только завязать связи, но и передать секреты мастерства, не допустив к профессии посторонних. Однако между представителями разных профессий были существенные различия. К примеру, те, кто рыбачил или занимался сельским хозяйством, обычно вели оседлый образ жизни и изо дня в день работали в одной и той же общине.
У каменщиков дело обстояло иначе. В Средние века по всей Британии началось активное строительство крупных и замысловатых храмов. Каменщиков нанимали на конкретные, часто очень масштабные, стройки, зачастую далеко от дома, на несколько месяцев или даже лет.
В такой ситуации, когда приходится полагаться на незнакомых людей в надежде на то, что они обладают такими же навыками и справятся с работой, необходимо было как-то убедиться в том, что все знают свое дело и заслуживают доверия.
Как это сделать? Путем создания организации. А как доказать свою принадлежность к этой организации при встрече с новым человеком? Путем создания кода, который будут знать только посвященные – например, особой формы рукопожатия.
На картине, которая хранится в Великой ложе Шотландии, изображена церемония посвящения Роберта Бёрнса в ложу №2 «Кэнонгейт Килуиннинг», которая была основана в 1677 году.
Даже если ложи существовали ранее, попытки сделать масонское движение более организованным относятся к концу XVI века. В то время при дворе короля Якова VI Шотландского, который позднее стал королем Яковом I Английским, главным распорядителем работ был некто Уильям Шоу, следивший за строительством и ремонтом монарших замков, дворцов и других сооружений – иными словами, надзиравший за британскими каменщиками.
И хотя у тех уже существовали свои традиции, Шоу решил, что им необходима более формализованная структура со своим уставом, регулирующим все аспекты деятельности: от работы подмастерьев до обещания «жить в согласии, как и подобает членам скрепленного клятвой братства».
Эдинбургская ложа свободных каменщиков №8 была основана в 1578 году, а это здание ложи было построено на улице Блэкфрайрс-стрит в 1870 году.
В 1598 году Шоу направил устав во все существовавшие на тот момент шотландские ложи. Одно из его предписаний заключалось в том, чтобы каждая ложа наняла нотариуса в качестве своего секретаря. Вскоре после этого ложи стали вести протоколы своих собраний.
«Благодаря влиянию Уильяма Шоу эти правила стали распространяться по всей территории Шотландии. Мы видим, что ложи в разных частях страны поддерживали связь с остальными – общались, обменивались информацией, посылали друг к другу своих представителей», – поясняет Купер.
Вскоре влияние Шотландии стало слабеть. С созданием Великой объединенной ложи Англии на первый план в развитии движения вышли англичане и за истекшие века о шотландских корнях масонства благополучно позабыли.
«Притязания англичан на то, что они сделали первый шаг к общенациональной организации через создание великих лож и что эту идею впоследствии подхватили ирландцы (примерно в 1725 году) и шотландцы (в 1736 году), подтолкнули многих английских историков, изучающих масонское движение, к выводу о том, что масонство зародилось в Англии и оттуда распространилось по всему миру», – пишет шотландский историк Дэвид Стивенсон в своей книге «Происхождение масонства» («The Origins of Freemasonry»).
Купер с ним согласен. «Как-то странно получается: ведь у нас есть письменные источники, а значит, и сведения о членах лож и множество разнообразной информации, которая собиралась на протяжении почти 420 лет шотландской истории, – недоумевает он. – И все это как один из первоисточников, осталось невостребованным. Это просто удивительно!».
В то же время у большинства людей шотландское масонство ассоциируется с Рослинской часовней – средневековым храмом, известным великолепной резьбой по камню и скульптурами, который после выхода в свет книги Дэна Брауна «Код да Винчи» во многих путеводителях окрестили масонским.
Однако это здание не имеет к масонам никакого отношения. Даже в храмовой книге, опубликованной в 1774 году, отсутствуют упоминания о связях с масонами.
В тупике Бродис-Клоуз, почти в самом центе Эдинбурга, притаился вход в еще одно масонское заведение – Кельтскую ложу Эдинбурга, которая была основана в 1821 году.
Оказывается, подлинная история шотландского масонства куда таинственнее, чем храм, прославленный Дэном Брауном. Просто хранится она у всех на виду: в Великой ложе и в музее, открытом для посетителей, в устах архивариуса, мечтающего донести до людей исторические сведения о своей организации, и в самих ложах, приткнувшихся в переулочках по всему Эдинбургу и в других городах Шотландии.
И даже если их двери закрыты для непосвященных, их адреса никак не назовешь секретными.
Источник: bbc.com
Автор и правообладатель иллюстраций: Amanda Ruggeri
Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы оставаться в курсе новостей:
Instargram
Facebook
Одноклассники
Telegram
Смотреть на канале в YouTube