Вольное каменщичество в период XVII и XVIII веков

Существует столь великое множество свидетельств, подтверждающих непрерывность развития вольного каменщичества в период XVII И XVIII веков, что достаточно лишь обратиться к особым архивам старинных Лож (к счастью, дошедшим до наших дней), к свиткам «Старинных уставов» («Old Charges»), а в особенности к сохранившимся протоколам «Гильдии Каменщиков» (Masons’ Company) в Лондоне, чтобы убедиться: современные Вольные Каменщики являются прямыми потомками средневековых «оперативных» (ремесленных) строителей, которые в XVII столетии и ранее принимали к себе «спекулятивных», то есть непрофессиональных членов. «Оперативные» каменщики XVII века весьма благосклонно относились к «спекулятивному» элементу, приветствовали его вступление в такие степени, что порой Ложи состояли почти исключительно из Братьев, не имевших никакого отношения к строительному делу. Можно привести несколько примечательных примеров этого феномена, например Ложу в Уоррингтоне, в которой Ашмол (Ashmole) был принят в 1646 году. Ещё более поразительный случай количественного превосходства «джентльменов» в «оперативной» Ложе встречается в Абердине в 1670 году: из сорока девяти членов, вписанных в «Книгу меток» (Mark Book) с их знаками, едва ли дюжина были ремесленниками; Мастер Ложи являлся наставником в городе Эрте и сборщиком королевских пошлин, а несколько его собратьев происходили из аристократических кругов или принадлежали к образованным слоям общества.

Самые ранние из известных сегодня масонских протоколов принадлежат старейшей Ложе в мире, а именно Ложе № 1 в Эдинбурге. Они начинаются в 1599 году, причём, согласно записям, Ложа вела свою деятельность непрерывно с тех пор и поныне, тем самым охватывая переходный период и окончательную победу «спекулятивного» направления, закрепившуюся с учреждением современных Великих Лож. Монополия «оперативных» со временем исчезла, и само Вольное Каменщичество стало практически столь же свободным для вступления, каким оно является ныне. На протяжении всего XVII века в масонстве шла тихая революция. С одной стороны,шли перемены в обществе в целом, а с другой – Гильдии, бывшие некогда инструментами регламентации, утратили способность принуждать к соблюдению правил, ставших устаревшими и не соответствующими духу времени. Поэтому Вольные Каменщики, как и представители других ремёсел, должны были вносить соответствующие изменения в свои уставы и обычаи.

Ложа Эдинбурга и другие шотландские Ложи в тот период официально подчинялись статутам 1598 – 1599 годов, опубликованными Уильямом Шоу (William Schaw) — королевским смотрителем работ и хранителем каменщиков. В королевстве существовало три «главные Ложи», признанные в кодексе 1599 года: «Эдинбург – первая и главная Ложа», «Килвиннинг – вторая Ложа» и «Стерлинг – третья Ложа». Все три продолжают существовать и ныне, пребывая в реестре Великой Ложи Шотландии под номерами 1, 0 и 30 соответственно. Разумеется, в упомянутых статутах есть несколько пунктов, общих для всех ремёсел, но имеются и положения специфического характера, весьма примечательные. Ложа Эдинбурга была своего рода столичной Великой Ложей, контролируя местные объединения, однако уже до конца XVII столетия её права часто нарушались или игнорировались: в пределах её территории и юрисдикции образовывались Ложи, появлению которых она не могла помешать, как бы ни пыталась издавать «грозные проклятия», остававшиеся неэффективными.

Так, Ложа «Canongate Kilwinning» № 2 была учреждена в 1677 году как «ответвление» от «Материнской Ложи Килвиннинг» («Mother Lodge Kilwinning»), а в 1688 году часть Братьев отделилась от Ложи Эдинбурга и основала Ложу «Canongate and Leith» (ныне № 5); все усилия Материнской Ложи вернуть их успехом не увенчались, вернулся всего один Брат. Далее, уже в начале XVIII века, подмастерья остались недовольны, как ими управляют мастера; они выделились в самостоятельную Ложу и, более того, одержали верх над своими могущественными оппонентами, хотя те и были мастерами: подмастерья стали передавать «масонское слово» посвящаемым – прерогативу, которая прежде принадлежала лишь их старшим по званию. Двое из них были заключены в тюрьму за непокорность, однако по апелляции суд вынес «Decreet Arbitral» 1715 года, на основании которого им было дозволено собираться отдельно, самостоятельно вести свою Ложу, как в общем, так и в эзотерическом смысле (то есть передавать «слово»). С тех пор эта Ложа известна как «Journeymen», ныне № 8 в реестре. Мастера были оштрафованы на сто фунтов за своё самоуправство, причём штраф не выплачен по сей день.

Посещаемость учеников (Apprentices) на заседаниях Ложи, во время принятия подмастерьев (Fellow-crafts), зафиксирована в протоколах 1601, 1606 и 1637 годов. «Постановления» Уильяма Шоу (Schaw Ordinances) предписывали присутствие шести мастеров и двух подмастерьев при посвящении мастеров. Эта норма впоследствии была принята гильдией (Incorporation). В отношении обоих степеней были обязательны «оперативные очерки» (Operative Essays), для проверки которых назначались особые мастера-экзаменаторы и наставники (Intenders), что ныне соответствует ритуальным вопросам, предшествующим повышению в степени, а также институту «предлагающих» и «поддерживающих» кандидата. Самая ранняя запись Ложи Эдинбурга, в которой упоминается «спекулятивный» Брат, датируется 8 июня 1600 года – это старейший подобный пример во всей Британии. Тем братом был Джон Босуэлл (John Boswell), эсквайр, Laird of Auchinleck; он присутствовал как член Ложи и поставил своё имя и знак в протоколе наряду с двенадцатью «оперативными» Братьями, которые таким же образом засвидетельствовали согласие с принятыми решениями. Когда именно он вступил в Ложу, нам не известно.

Руководителя Ложи обычно называли «диаконом» (Deacon), а «Смотритель» (Warden) был посредником между Ложей и «Генеральным Смотрителем» (Warden General), своего рода Великим Мастером – прототипом современных верховных руководителей Лож. Уильям Шоу в XVI веке и позднее носил титул «Chief Maister of Maissonis». В XVII столетии вполне обыденной практикой было титулом дворян и джентльменов на должности руководителей Лож, даже если они состояли лишь в степени «ученика» (Apprentice). Так, граф Кассиллис (Earl of Cassillis) в 1672 году был диаконом «Материнской Ложи Килвиннинг», после чего ему на смену пришли сэр Александр Каннингем (Sir Alexander Cunninghame) и граф Эглинтоун (Earl of Eglintoune), тоже в статусе ученика. Гарри Элфингтон (Harry Elphington), сборщик королевских пошлин, был мастером Ложи в Абердине (ныне «Aberdeen No. 1 tris») в 1670 году, где большинство членов также были «спекулятивными», несмотря на то, что Ложа сама оставалась «оперативной». Лорд Страталлан (Lord Strathallan) занимал пост Мастера в Ложе в Данди («Lady Luge of Dundee», 1536 год). Существует и ряд других примеров подобного рода.

Старая Ложа Килвиннинг (Mother Lodge Kilwinning) обладала юрисдикцией даже над Глазго, согласно кодексу 1599 года, фактически действуя как провинциальная Великая Ложа, что предвосхищает современную систему, при которой её Досточтимый Мастер ex officio занимает почётную должность провинциального Великого Мастера Эршира. Кроме того, покровительство Масонству в Шотландии носило наследственный характер в семье Сент-Клер (St. Clair), Лордов Рослин, закреплённое патентами 1600го и 1628го годов; это и дало основание утверждать, будто они были Великими Мастерами, хотя документы не поддерживают такой версии. Лорды Рослин были попросту «покровителями» (Patrons) и «защитниками» (Protectors) Масонов (Maissones and Hammermen) и некоторых других гильдий, но этот устаревший и чисто почётный титул оказался достаточным, чтобы по сентиментальным причинам один из представителей этой семьи был избран первым Великим Мастером Шотландии в 1736 году. Также назначались и другие местные сановники, ответственные за надзор над каменщиками в отдельных округах, как, например, Патрик Койпланд (Patrick Coipland) из Удахта (Udaucht) в качестве смотрителя «искусства и ремесла каменщичества» в трёх графствах (sheriffdomes) Шотландии в 1590 году. Все эти местные покровители очевидно предвосхищали более позднее появление общих и местных масонских организаций в XVIII веке в Великобритании и Ирландии. По недостатку времени не могу далее углубляться в эту тему, однако следует отметить, что за исключением разделения ритуала на отдельные градусы и обрядов, свойственных периоду после образования Великих Лож, трудно найти какие-либо существенные черты масонства XVIII века, которые не были бы уже представлены в регламентах и обычаях шотландского Масонства XVI–XVII столетий.

Пока точно не было известно, что представляют собой «Протоколы Гильдии Каменщиков» (Masons’ Company) в Лондоне (только недавно раскрытые для нас во всей полноте), принято было считать, что самое раннее упоминание о приёме «спекулятивного» в Англии относится к 1641 году, когда в городе Ньюкасл-на-Тайне члены Ложи Эдинбурга приняли Вольным Каменщиком квартирмейстера (Quarter Master General) Морэя (Moray) из шотландской армии. Однако ныне, когда нам доступны бесценные архивы упомянутой Гильдии, обнаруживается, что в её недрах уже в 1620 году собиралась «спекулятивная» Ложа под названием «Acception», а принимавшихся туда называли «Принятыми Каменщиками» (Accepted Masons). Компания тогда именовалась «Free Masons», хотя вторую часть названия («Free»), как оказалось, затем перестали употреблять во второй половине XVII века. Двойственный характер Компании подтверждается финансовыми отчётами (протоколы самой «Acception» утрачены до 1670 года): помимо тех, кто обретал «Вольность Компании» (freedom of the Company) по праву рождения или по выслуге (через ученичество), были и те, кого «принимали» путём выкупа (redemption). Вполне возможно, что факт посвящения в «Принятые Каменщики» (хотя кандидат и не имел отношения к строительству) был дополнительным весомым доводом при ходатайстве о вступлении в ряды Компании. Похоже, что решение о вступлении в «Acception» для членов Компании и вступление в саму Компанию для «принятых» могли быть делом добровольным, но между двумя ветвями существовала самая тесная связь и в финансовом, и во всяком другом отношении; после каждого приёма, если оставались излишки, они поступали в кассу Компании. Значимость и вес этой Ложи были столь велики, что в Инвентаре 1663 года, а также в более поздних инвентарях, прямо указывается: «Имена принятых каменщиков должны храниться в хорошей запечатанной рамке с замком и ключом». В том же реестре упомянута «Одна книга Конституций, подаренная мистером Флодом (Mr. Flood)», в следующем списке 1676 года называемая «Конституциями Принятых Каменщиков» (the constitutions of the Accepted masons), в отличие от «Книги древних постановлений и уставов» (Ancient Constitutions and Orders) самой Компании. Инвентарь 1722 года ещё более конкретен: конституции Компании значатся там под 1481 годом, а другая книга обозначена как «книга на пергаменте, в пергаментном переплёте или сшивке, содержащая описание Древности, Возникновения и Развития Искусства и Таинства каменщичества». Вероятнее всего, это был рукописный список «Старинных уставов» («Old Charges»), но, увы, с 1839 года о её судьбе ничего не известно. Сказано лишь, что в ней «было 113 анналов древности и пр. масонства». Рукописи Филиппса (Phillipps MSS) № 1 и 2 в целом подходят под это описание, причём на обложке первой стоит имя мистера Ричарда Бэнкса (Mr. Richard Bankes), члена Компании каменщиков; однако дата переписки этой рукописи относится к середине XVII века, то есть она недостаточно стара для полного совпадения. Если это не оригинал (который, надо полагать, гораздо древнее и использовался в «Acception»), то, возможно, он является точной копией. Рукопись «G. W. Bain MS» обладает столь же убедительными признаками сходства с утраченной книгой: у неё похожее содержание и аналогичные отличительные признаки. Существуют и другие рукописи, с иным текстом по сравнению с «Phillipps MSS», которые могут быть списками с оригинала и включают «Новые статьи» (New Articles), как «Grand Lodge MS № 2» и «Harleian № 1942». Эти более поздние правила весьма напоминают уставы, действовавшие для «Принятых каменщиков»: там встречается термин «Acception», а посвящаемые называются «Accepted FreeMasons»; в них также предусмотрен порядок выдачи сертификатов – так же, как и в последующие времена. Вполне вероятно, что отказ Компании от приставки «Free», а также выход «спекулятивной» ветви в самостоятельное плавание привели к тому, что оба термина объединили, став «Free and Accepted Masons».

Эту Ложу посетил Элиас Ашмол (Elias Ashmole) в 1682 году, о чём ему было официально сообщено («Summons»). Собрание проходило в Зале Каменщиков (Masons’ Hall, London), и тогда в братство приняли шесть джентльменов, четверо из которых были членами Компании. На встрече присутствовало девять «принятых каменщиков», помимо Ашмола, который записал, что он «старший из присутствовавших».

Никаких подробностей о самом обряде Ашмол не привёл, но упомянул, что затем все обедали «за счёт новопринятых каменщиков». Все девять членов Ложи принадлежали к Компании, включая мастера и двух диаконов. Таким образом, некоторые обычаи более поздних времён можно встретить уже в XVII веке: масонские сертификаты в помощь братьям, путешествующим для посещения (visitation), повестки на собрание Ложи (Lodge Summonses), использование знаков каменщиков (marks) рядом с подписями, очерки (Essays) и наставничество (Intenders), а также поощрение братского единения.

«Общие правила» (General Regulations) Великой Ложи Лондона, напечатанные в 1723 году, предназначались для использования «Ложами в Лондоне и его окрестностях» (in and about London and Westminster), то есть поначалу это была сугубо столичная организация. Когда они были опубликованы, в городе Йорке (York) уже функционировала более древняя Великая Ложа (time immemorial Grand Lodge), протоколы которой ведутся с 1705 года, но к тому моменту она была старой организацией. В Ирландии также существовала Великая Ложа, собиравшаяся в столице с 1725 года, а, скорее всего, и раньше; кроме того, была и особая местная или провинциальная Великая Ложа в Корке (Cork) для провинции Манстер (Munster) со своими подчинёнными Ложами. Всё это явно находит аналогию в XVII веке в лице «столичной» Ложи Шотландии (Ложи Эдинбурга) и «Материнской Ложи Килвиннинга», которые управляли целым регионом и выдавали патенты другим Ложам, как, например, «Canongate Kilwinning» 1677 года. Я утверждаю, что Эдинбург и Килвиннинг, таким образом, в нескольких важнейших аспектах служат прототипами для организаций Лондона и Йорка, а также для Дублинской и Коркской Великих Лож. И поскольку масонские объединения в Ирландии переняли должности диаконов задолго до того, как они были введены в Англии, и если учесть, что в Шотландии эти должности (хотя бы номинально, пусть не в точности с теми же функциями) были известны веками, то возможно, Ирландия в своей масонской традиции была больше обязана Шотландии, чем считалось до сих пор, а в меньшей степени – Англии.

Хоть в Англии и не так много сохранилось ценнейших архивных документов по Масонству, как в Шотландии, некоторые из существующих протоколов и косвенные свидетельства о масонской активности представляют огромный интерес и важность. Неизвестно, когда и кем были изначально созданы или утверждены эти английские Ложи XVII века, однако, несомненно, многие их черты совпадают. Если принять во внимание, что доктор Дезагюлье (Desaguliers), бывший Великий мастер Англии, посетил «Ложу Эдинбурга» в 1721 году и, признав его «надлежащим образом посвящённым во все тайны масонства», братья приняли его как равного, то нет оснований полагать, что английское вольное каменщичество XVII века в своих сущностных чертах серьёзно отличалось от шотландского.

О эзотерических аспектах деятельности английских и шотландских Лож XVII века можно рассказать многое, но это придётся отложить на другой раз. Замечу только вскользь, что «масонское слово» продолжали официально передавать в Шотландии и взимать за него соответствующий сбор по крайней мере до 1715 года. Хотя в большинстве записей царит похвальная сдержанность, есть фрагмент в протоколе 1702 года в Хоффуте (Haughfoot), заслуживающий особого внимания. Там говорится: «…вводят (of entrie) так же, как и ученика. Выходя, они затем шепотом произносят слово, как прежде, и мастер-каменщик пожимает ему руку должным образом». Мне кажется, что этот фрагмент не нуждается в особых комментариях, он сам за себя говорит о простоте тогдашнего масонского ритуала. Пресвитерий Келсо (Kelso) в 1652 году поддержал поступок преподобного Джеймса Эйнсли (Rev. James Ainslie), ставшего вольным каменщиком, заявив, что «в самом этом слове (“Mason Word”) нет ни греха, ни соблазна». В связке с «Harleian MS» № 2054 (хранящейся в Британском музее) есть листок, содержащий «несколько слов и знаков вольного каменщика» как часть обязательства (Obligation). Упомянутая рукопись «Old Charges» принадлежит перу Рэндла Холма (Randle Holme, род. 1627), автора книги «Academy of Harmony», изданной в 1688 году, где он пишет: «Не могу не относиться с почтением к Братству каменщиков из-за его древности; тем более, что я сам являюсь членом этого общества, называемого Вольными Каменщиками». Клятва, которую давали братья в тот период (судя по различным спискам «Old Charges» и др.), не предусматривает разделения на отдельные степени, как это утвердилось в эпоху после образования Великих Лож.

Есть ещё одна любопытная рукопись, сопровождающая «Harleian MS» № 2054, – это реестр джентльменов и других лиц, с пометкой «сколько каждый платит, чтобы стать Вольным Каменщиком». Она также составлена рукой Рэндла Холма и, вероятно, принадлежала «спекулятивной» Ложе в Честере (Chester). Описание в «Natural History of Staffordshire» (1686) Роберта Плота (Plot) имеет первостепенное значение: там упоминаются приёмы в Братство, чтение «Old Charges» с включением важнейших текстовых отрывков, а также ранняя история общества. Существует много свидетельств существования Масонства в XVII веке, но мне придётся ограничиться лишь этими фактами – их настолько много, что выбор весьма затруднителен.

На мой взгляд, нет сомнения в том, что современные Великие Ложи являются прямыми преемниками более древних Лож, многие из которых продолжают действовать доныне. Семейные архивы одного шотландского рода дают тому красноречивое подтверждение, отражённое как в «Пертской хартии» (Perth Charter), так и в протоколах «Ложи Эдинбурга». Из этих документов явствует следующее. Джон Майн (John Mylne) прибыл в Перт из «северных краёв» и стал главным королевским каменщиком и мастером «Ложи в Скуне» (Scone) – ныне № 3 в реестре Шотландии. Его сменил на этом посту сын, упомянутый в необычном «Контракте» 1658 года, который, по желанию Его Величества, «принял короля Якова VI как вольноотпущенного, каменщика и подмастерья» («ffreeman, measone and fellow craft»). Третий сын, тоже по имени Джон, являлся членом «Ложи Эдинбурга» и королевским мастером-каменщиком при Карле I в 1631–1636 годах; ему наследовал Джон Милн-младший, который в 1633 году стал подмастерьем (Fellow Craft) в Ложе № 1 и был диаконом одиннадцать раз в течение тридцати лет. Александр Милн (Alexander Mylne) поступил к своему дяде в ученики в 1653 году, получил степень подмастерья в 1660-м и позже неоднократно избирался ваарденом (в 1663–1664) и диаконом. Затем Уильям Милн (William Mylne) был записан как ученик в 1721 году и стал мастером в 1735-м, представляя Ложу на учредительной ассамблее Великой Ложи Шотландии в следующем году; он занимал пост Великого казначея с 1737 по 1755 год. Другой Уильям был избран и принят в ту же Ложу в 1750 году, а Роберт Милн – в 1754-м, причём все три степени получил в том же году. Он умер в 1811-м и был погребён в Соборе Святого Павла, прослужив его архитектором пятьдесят лет. С его кончиной прекратилось многовековое непрерывное участие рода Милн в «Ложе Эдинбурга», длившееся пять поколений, ещё дольше – в качестве «оперативных» масонов.

Есть две Ложи, возникшие до образования Великих Лож и продолжившие свою деятельность в эпоху Великих Лож, протоколы которых столь обширны и значимы, что заслуживают отдельных исследований. Вкратце скажу о каждой, завершая таким образом своё выступление. Протоколы старой Ложи в Алуикe (Alnwick) были обнародованы мной ещё в 1871 году и представляют особую ценность как из-за своей древности, так и по содержанию. Точно неизвестно, когда именно она появилась, но несомненно, что это было в XVII веке. Рукописная копия «Old Charges» предшествует «Порядкам, которых должна придерживаться гильдия и Братство Вольных Каменщиков в Ложе, созванной в Алуике 29 сентября 1701 года, в день общего главного собрания». Ученики должны были быть приняты и получить «Наставление» в течение «целого года» после приёма, а по окончании семилетнего срока служения они «допускались или принимались» только «на праздник Святого Михаила Архангела». Мастер и Смотрители избирались членами Ложи, а регулярные записи, вроде «сделан свободным», «сделан вольным каменщиком» или «сделан свободным братом» («made free», «made free Masons» или «made free brother»), представляют особый интерес. 20 января 1708 года было постановлено, что никакому брату не дозволяется явиться в Ложу, проводимую в праздник Святого Иоанна в Рождество, без запона и наугольника, закреплённого на поясе, и в таком же виде следовало идти в церковь в тот день, когда произносилась специальная проповедь. Хотя Ложа продолжала действовать далеко в XVIII веке, нет свидетельств о её присоединении к Великой Ложе Англии. Правда, в 1779 году появился патент Великой Ложи для Алуика, но вполне возможно, что запрос на неё исходил от отдельных её членов. Интересен следующий факт: в день Рождества 1755 года в протоколах упомянут «г-н Джордж Хендерсон из Алуика, брат из Ложи Canongate Kilwinning», который был принят в северной Ложе в 1751 году и получил две высшие степени 20 ноября 1754-го. Нет указаний, что в Ложe Алуика применялись отдельные обряды посвящения. Ложа с начала и до конца была «оперативной» и не упоминает о деятельности современной Великой Ложи или подчинённых ей Лож.

Старинная «оперативная» Ложа в Суолвелле (Swalwell) в ранних протоколах имеет много общего со своей предшественницей из Алуика: её «Orders of Antiquity» и «Apprentice and General Orders» фактически воспроизводят более ранние «Old Charges». Там упоминаются «три братских знака» (three “ffraternal signs»), а начиная с третьего десятилетия XVIII века в протоколах содержится много ценных сведений. В 1735 году члены этой Ложи приняли патент от Великой Ложи Англии, после чего она стала называться «Lodge of Industry» № 48 в Гейтсхеде (Gateshead), и ныне всё так же остаётся живым связующим звеном между Великой Ложей и её «оперативными предками».

Некоторые склонны оспаривать «древность» вольного каменщичества, равно как и его право именоваться «free and accepted» (свободным и принятым), но я надеюсь, что приведённые факты раз и навсегда докажут, что наше любимое Братство вполне обоснованно претендует на столь давнюю историю.

Уильям Джеймс Хьюэн (Wm. James Hughan)

«Dunscore», Торки (Torquay), 19 января 1904 года

 

Список работ, с которыми стоит ознакомиться для подтверждения материалов, изложенных в докладе

  • «Alnwick MS.» – факсимиле и транскрипт; 1895
  • «Ars Quatuor Coronatorum»; 1886–1903, включая «Masonic Reprints», т. I–VI
  • Crawley, «Caementaria Hibernica. 1725–1807»; 1895–1900
  • Conder, «The Hole Craft and Fellowship of Masonry»; 1894
  • Gould, «History of Freemasonry»; 1882–1887
  • Gould, «Concise History of Freemasonry»; 1903
  • Hughan, «Old Charges»; 1872 и 1895
  • Hughan, «Masonic Sketches and Reprints»; 1871
  • Hughan, «Masonic Register»; 1878
  • Lyon, «History of the Lodge of Edinburgh, No. 1»; 1873 и 1900
  • Mackenzie, «History of the Canongate Kilwinning Lodge, No. 2»; 1888
  • Rylands, «Freemasonry in the Seventeenth Century»; 1881
  • Smith, «History of the Ancient Masonic Lodge of Scoon and Perth»; 1898 (Crawford Smith)
  • Smith, «History of the Old Lodge of Dumfries»; 1892
  • Spencer, «Old Masonic Constitutions»; 1871
  • Todd and Whytehead, «Ancient York Masonic rolls»; 1894
  • «Transactions of the Lodge of Research,» № 2049 Лестер; 1892–1903
  • «Transactions of the Humber Installed Masters’ Lodge» № 2494 Гулль; 1882–1903
  • «Transactions of the Sussex Association for Masonic Research»; 1899–1902
  • Vernon, «History of Freemasonry in Roxburghshire, Peebles and Selkirkshire»; 1893
  • Watson, «Reproductions of the Old Charges» и «Library Reprints»
  • Wylie, «History of Mother Lodge Kilwinning»; 1878

После того как брат Хьюэн выразил готовность ответить на вопросы, связанные с его докладом, несколько братьев воспользовались возможностью задать их. Ниже приводится список вопросов и ответы брата Хьюэна.

Что привело к упадку «оперативных» Лож?

Их неспособность сохранить или продолжать ту монополию, которой они долго пользовались. «Самозванных» строителей (cowans) становилось всё больше, несмотря на все уставы и попытки к принуждению; мастера постепенно утрачивали исключительные права, и к концу XVII века стало ясно, что гильдии вольных каменщиков отжили свой век. Упадок «оперативных» Лож был вызван причинами, кроющимися внутри их самих, а не приходом «спекулятивных» членов.

Какими побуждениями руководствовались «спекулятивные» братья, вступая в «оперативные» Ложи?

Нельзя сказать наверняка, остаётся лишь строить догадки. Вероятно, главные причины – дружественная поддержка ремесленников, стремление помочь их делу, а также интерес к самому факту, что это было тайное общество. Приём состоятельных или влиятельных людей укреплял авторитет Ложи, пополнял её кассу, а также усиливал её популярность. Секретная природа братства, окружённая легендами (например, о связях с розенкрейцерами), тоже влекла любопытствующих джентльменов.

Верно ли, что все списки «Old Charges» принадлежат английскому происхождению и потому доказывают, что раньше Ложи возникли именно в Англии, а не в Шотландии?

Я так не считаю. Это скорее доказывает, что традиционная история, изложенная в них, пришла из Англии. Я склонен полагать, что вольное каменщичество, прямым потомком которого является наше Братство, зародилось – неизвестно когда и где – среди строителей соборов и их церковных наставников, откуда и характерное религиозное вступление в «Old Charges», восходящих, по некоторым данным, к XV веку.

Что известно о ранней истории Лож, образовавших Великую Ложу Лондона в 1717 году?

Никакие протоколы четырёх «старых Лож» (Four Old Lodges), образовавших «Великую Ложу Лондона и Вестминстера», не сохранились в записях до 1717 года. Вероятно, «Ложа древности» (Lodge of Antiquity), старшая из «бессрочных» (time immemorial) четырёх, ведёт происхождение от Ложи «Acception» (при Гильдии Каменщиков), в которой Ашмол был гостем в 1682 году и которая впоследствии отделилась от Гильдии. Если «Antiquity MS» 1686 года, относящаяся к этой Ложе, находилась тогда у них, это указывает на более раннюю дату основания, чем 1691 год, записанный в «Гравированном списке» (Engraved List) 1729 года. Вторая из четырёх имела дату 1712 год в реестре, а две оставшиеся не имели дат. «Multi Paucis» (ок. 1764 г.) утверждает, что в 1716 году мастера и смотрители шести Лож собрались в трактире «Яблоня» (Apple-Tree), чтобы «возобновить свои ежеквартальные собрания». «Гравированный список» 1723–1724 годов отчасти это подтверждает, показывая, что четвёртая по старшинству Ложа располагалась в «Cheshire Cheese на Арандейл-стрит», о которой больше никаких сведений нет.

Ходят ли легенды о существовании Лож на юге Англии до 1717 года?

Да, такие предания есть, но ни одно ещё не получило документального подтверждения. Возможно, братья, учреждавшие ранние Ложи на юге Англии, действительно были масонами ещё до образования Великой Ложи Лондона, но прямых свидетельств нет.

Что известно о Ложе, которая в «Списке 1734 года» значится под номером 65 и именуется «St. Rook’s Hill, близ Чичестера, учреждена при Юлии Цезаре»?

Эта Ложа в Сент-Рукc Хилл (St. Rook’s Hill), недалеко от Чичестера, упоминается как основанная в 1730 году. Собиралась она раз в год. О её истории до 1730 года достоверных сведений нет, а затем она исчезла из списка в 1754 году. Примечательно, что 2 марта 1732 года Великая Ложа рассмотрела прошение брата Эдварда Холла (Edward Hall) – «члена Ложи в Swan (Чичестер)», который «был там принятым каменщиком покойным герцогом Ричмондским 36 лет назад» и теперь рекомендуем герцогом Ричмондским как достойный кандидат на масонское благотворительное пособие. Упомянутая Ложа «Лебедь» (Swan) получила патент в 1724 году как № 31, но, несомненно, работала уже несколько лет до этого.

Протоколы «Lodge of Research» № 2429 в Лестере за 1903–1904 год

Зачитаны секретарём на 58-м заседании в Зале Вольных Каменщиков (Freemasons’ Hall, Leicester),

Понедельник, 25 января 1904 года