Масонство и Герметическая Доктрина

Хорошо известно и авторитетно разъяснено многими выдающимися учёными и мыслителями, что, помимо того, что Масонство является единственным Инициационным Орденом, сохранившимся до наших дней, оно также является чистейшим наследником метафизики и символики Герметической Традиции.

Слово «герметизм» происходит от имени Гермеса Трисмегиста, «Трижды Великого» — легендарной личности, которую египтяне называли Тотом, греки отождествили с богом Гермесом, а римляне — с Меркурием. Он почитался как посредник богов и передатчик первозданных учений, которые сохранялись благодаря Тайным Школам. Мы, масоны, считаем себя прямыми потомками этих традиций.

История указывает на то, что все глубинные знания были переданы и доверены Великим Иерофантам — древнеегипетским жрецам, которые в потаённых пещерах, с помощью ритуалов, очень похожих на наши, посвящали фараонов и мудрецов. Те, в свою очередь, оберегали и передавали эту бесконечную мудрость следующим поколениям.

Как повествуется в Торе (или Ветхом Завете), в «Книге Бытия» (глава 41, стихи 1–57), Иосиф, сын Иакова, смог заслужить признательность фараона благодаря своим знаниям и эзотерическим способностям. Аналогичным образом поступали первосвященники двенадцати колен Израилевых до их порабощения и, конечно же, Моисей — египетский принц, архитектор и иерофант, впоследствии ставший Освободителем и Законодателем евреев. Все они пользовались Священной Наукой египетских Верховных Жрецов, что усиливало и дополняло древнееврейскую эзотерическую традицию.

Также хорошо известно, что множество мудрецов, например Пифагор, игравший заметную роль в «Золотом веке» греческой культуры, были посвящены египетскими жрецами. Эти герметические знания впоследствии развивали и распространяли такие пифагорейцы, как Сократ, Платон, Тимей и Апполоний Тианский, заложив тем самым фундамент окцидентальной культуры и традиции.

Таким образом, мы можем утверждать, что эти учения, принципы и практики проявились не только в Египте, но и в других древних цивилизациях и культурах. Более того, каждое из этих древних обществ имело собственных выдающихся людей, чьи образы и легенды вплетались в «портрет» Гермеса, а сами тексты, приписываемые этим мифологическим фигурам, стали частью так называемых «Универсальных Герметических книг». Действительно, планета Меркурий и Солнце, почитавшиеся в разных культурах под разными именами (например, «Будха» у древних северных индусов, «Один/Воден/Вотан» у народов Севера, «Виракоча» у инков, «Кецалькоатль» у ацтеков), обладают теми же атрибутами, что и Гермес. В исламской традиции пророка Идриса также соотносят с Гермесом, а равно и с Ноем и Илией (Элиасом), все трое были вознесены на небеса, не испытав смерти. В иудейской традиции Гермеса ассоциируют с архангелами Рафаилом и Михаилом, соотнося их с планетой Меркурием и Солнцем соответственно, согласно каббалистическому взгляду.

Все эти сопоставления — вовсе не случайные совпадения; напротив, они являются очередным доказательством того, что у всех культур есть общая Первобытная Традиция, служащая источником их символов и верований. Все эти Знания, Понимание и Умения были доступны Древним Цивилизациям Востока под разными названиями, образами и путями, равно как и жителям старого европейского континента и доколумбовых культур Америки.

Более того, стоит отметить, что эти знания и учения проявились и в Западном полушарии, через науку, выраженную в мифах и символах греков, римлян, христиан-гностиков и арабов. Именно этот симбиоз породил Герметическую Традицию в её истинном виде и придал ей форму первичной и единой традиции, которую в её глубинных и эзотерических аспектах передавали неофиту посредством ритуалов и уроков в Инициатических школах — предшественниках нашего Ордена.

В III веке н. э. город Александрия стал местом создания подлинного синтеза всей этой мудрости: здесь удивительным образом объединились новаторские идеи и выдающиеся личности разных времён и регионов. В этой Великой Метрополии гностики и первые христиане, а также неоплатоники жили бок о бок, взаимодействуя с иудейской, индийской и даосской традициями. Эта удачная встреча способствовала формированию истинно синтетической доктрины, которая впоследствии распространилась по всему миру.

В то же время, чтобы прояснить ситуацию и опровергнуть современные заблуждения и нападки, следует упомянуть о распространении ислама, который оказал определяющее влияние на науки и искусство Средневековья — эпохи, в которую Герметизм достиг пика своего развития. Тогда огромное внимание уделяли развитию эзотерических и герметических наук: нумерологии, геометрии, архитектуры, астрологии, алхимии и каббалы. Все эти дисциплины считались «связью между небом и землёй», проводниками знаний и космологического королевского искусства.

Однако ближе к концу Средних веков, когда многие мудрецы подверглись преследованиям, все эти науки вынужденно перешли в подполье и вновь стали «оккультными» — «сокрытыми». Они сохранились в ряде Инициационных Орденов, таких как «Мистики Мюнхена» или «Верные Любви», к которым принадлежали Мастер Экхарт и Данте. В эпоху Возрождения эти науки вышли на передний план и стали активными участниками нового культурного подъёма, приняв при этом несколько иные формы. Но именно тогда зародились семена рационализма и материализма, вследствие чего герметические науки и искусства постепенно отошли на задний план и были вытеснены техническими и эмпирическими дисциплинами, хотя центры инициации, на которых ныне основано подлинное Масонство, продолжали существовать в своей первоначальной сути.

Масонский адепт должен твёрдо верить, что для понимания истинного смысла Герметической Традиции и сущности нашего Ордена необходимо преодолеть предрассудки современного образа мышления.

В самом начале своего существования наше Братство было по своей природе «оперативным», но одновременно занималось изучением и опытной проверкой этих Герметических Тайн, Принципов и Дисциплин, которые являлись самой причиной его бытия и давали ему необходимую силу для выполнения поставленных задач.

Как говорит брат Освальд Вирт, «истинное масонское посвящение — это активное посвящение». Инициацию ищут не просто чтобы учиться, а чтобы работать и научиться как работать. Согласно символическому языку, принятому в каждой Инициатической школе, цель работы — трансмутировать свинец в золото (Алхимия) и возводить Храм Всеобщего Согласия (Масонство).

К счастью, мои братья, в нашем Августейшем Ордене ещё остаются подлинные Масоны, изучающие метафизические принципы и герметическую символику и сохраняющие чистоту ритуалов и инициационных практик. Благодаря этому сохраняется Духовный Приток, позволяющий нашему Институту выполнить ту благородную и возвышенную миссию, ради которой он был основан и к которой мы все принадлежим по воле Великого Архитектора Вселенной.

Герметическая философия — это «оперативная» философия, то есть ученик Герметизма призван сам стать оператором собственной реальности, создателем и преобразователем условий, которые ежедневно ограничивают его свободу. На более высоком уровне сознания Герметист, используя Семь Универсальных Принципов (известных по «Кибалиону»), может трансмутировать внешние обстоятельства своей жизни, а также собственные недостатки и ограничения, стремясь достичь подлинного Освобождения.

«Семь Универсальных Принципов Истины: тот, кто постигнет их в полном понимании, обладает Магическим Ключом, прикасаясь которым, можно открыть все двери Храма».

— Гермес Трисмегист

Семь Герметических Принципов, составляющих основу всей Герметической Философии, таковы:

  • Принцип ментализма

  • Принцип соответствия

  • Принцип вибрации

  • Принцип полярности

  • Принцип ритма

  • Принцип причины и следствия

  • Принцип пола

Принцип ментализма

«Всё есть Разум. Вселенная — мысленный образ».

— Гермес Трисмегист

Этот принцип выражает истину о том, что «Всё есть Разум». Он разъясняет, что ВСЁ (то есть субстанциональная реальность, лежащая в основе всех внешних проявлений и форм видимости, которые мы называем «Проявленная Вселенная», «Феномены жизни», «Материя», «Энергия» и всё прочее, доступное нашим чувствам) есть Дух, являющийся по сути непостижимым и неопределимым. Однако его можно помыслить как Универсальный, Бесконечный, Живой Разум.

Этот принцип также объясняет, что весь физический мир (или вся Вселенная) — это всего лишь мысленное творение Всего, и что она подчиняется законам сотворённых вещей. Вселенная и все её элементы (подразделения, составляющие) существуют в Разуме Всего, в котором «мы живём, движемся и существуем». Установление ментальной природы Вселенной даёт ключ к объяснению многочисленных психических и «паранормальных» явлений, которые иначе остаются непонятными с точки зрения научного подхода.

Понимание этого великого Герметического Принципа Ментализма позволяет человеку овладеть законами Ментальной Вселенной и применять их себе на благо и для собственного развития. Ученику Герметизма становятся доступны Великие Ментальные Законы — теперь он использует их сознательно, а не стихийно или бессистемно. Имея на руках «Мастер-ключ», он может отпирать множество дверей Ментального и Психического Храма Знания и входить туда осознанно.

Этот Принцип также объясняет истинную природу «Энергии», «Силы» и «Материи», а также то, почему и как все они подчиняются Мастерству Разума. Как писал один из древних Герметических Мастеров: «Тот, кто постиг истину о Ментальной Природе Вселенной, продвинулся далеко на Пути к Мастерству». Эти слова актуальны по сей день. Без этого ключа Мастерство невозможно, и ученик тщетно стучится в неприступные двери Храма.

Принцип соответствия

«Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху».

— Гермес Трисмегист

Этот принцип выражает Истину о том, что всегда существует соответствие между законами и явлениями различных планов бытия и жизни. Древняя герметическая аксиома гласит: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». Постижение этого принципа даёт средство для решения многих загадочных парадоксов и скрытых тайн Природы.

Существуют планы, неподвластные нашему пониманию, но, применяя к ним Принцип Соответствия, мы можем понять то, что иначе остаётся непостижимым. Этот Принцип применим ко всем уровням (материальному, ментальному и духовному) и является Универсальным Законом. Древние Герметисты считали его одним из важнейших ментальных инструментов для приоткрытия «Вуали Изиды» и познания неведомого. Как при помощи геометрии мы можем измерять положение и движение отдалённых планет, находясь на Земле, так и при помощи этого Принципа мы можем рассуждать от известного к неизвестному.

Принцип вибрации

«Ничто не покоится — всё движется, всё вибрирует».

— Гермес Трисмегист

Этот принцип утверждает, что «Всё пребывает в движении»; «Всё вибрирует и ничто не находится в состоянии абсолютного покоя» — факт, который всё более подтверждается современной наукой.

Разница между проявлениями материи, энергии, разума и даже духа определяется в основном различной скоростью вибрации. Начиная от Всего (Чистого Духа) и заканчивая самыми плотными формами материи, всё находится в состоянии непрерывной вибрации. Чем выше вибрация, тем выше место на шкале бытия. Вибрация Духа столь безгранична по скорости и интенсивности, что кажется покоем, подобно быстро вращающемуся колесу, которое при определённой скорости кажется неподвижным. На другом конце шкалы — грубые формы материи, вибрации которых настолько слабы, что кажутся неподвижными. Между этими полюсами располагается бесчисленное множество степеней вибрации — от электрона, атома, молекулы до миров и Вселенных.

Принцип вибрации применим и к энергетическим, и к ментальным планам, а также к духовным. Понимание этого принципа и овладение его формулами позволяют ученикам Герметизма контролировать свои собственные ментальные вибрации, а также оказывать влияние на вибрации других людей. «Тот, кто понимает Принцип Вибрации, владеет скипетром власти», — утверждали древние герметические философы.

Принцип полярности

«Всё двойственно, у всего есть полюса, всё имеет свою противоположность. Противоположности идентичны по природе, но различаются по степени; крайности сходятся; все истины — лишь полуистины; любые парадоксы могут быть примирены».

— Гермес Трисмегист

Этот Принцип показывает, что «всё двойственно», «всё имеет два полюса и свою пару противоположностей». Он объясняет парадоксы, которые всегда озадачивали людей:

  • «Тезис и антитезис тождественны по природе, но различаются по степени».
  • «Противоположности — это лишь крайности одного и того же».
  • «Крайности сходятся».
  • «Все истины — только полуистины».
  • «Каждая истина отчасти ложна».
  • «В каждом есть две стороны» и т. д.

Это означает, что то, что мы называем «противоположностями», на самом деле есть лишь разные степени одной и той же сущности. Тепло и холод, казалось бы, абсолютные противоположности, на деле являются степенями одного явления. Нет абсолютной границы, где заканчивается «тепло» и начинается «холод». Так обстоит дело со светом и тьмой, большим и малым, твёрдым и мягким, чёрным и белым, высокими и низкими, позитивным и негативным и т. п.

То же самое справедливо для ментальной сферы: любовь и ненависть кажутся радикально противоположными состояниями, однако между ними есть масса промежуточных оттенков («симпатия/антипатия»). Существуют методы сознательной ментальной алхимии, позволяющие переходить от одного полюса к другому. Так можно превращать зло в добро, как в собственном уме, так и в умах окружающих, с помощью осознанного управления принципом полярности.

Принцип ритма

«Всё течёт, всё имеет приливы и отливы. Всё поднимается и опускается. Колебания маятника проявляются во всём. Мера колебания влево равна мере колебания вправо. Всё стремится к компенсации».

— Гермес Трисмегист

Этот принцип указывает на ритмическое движение во всём: движение к и от, приток и отток, подъём и спад, поступательное и обратное движение, колебание наподобие маятника. Именно так происходят создание и разрушение миров, расцвет и падение наций, чередование различных психических состояний у человека (что для герметистов особенно важно).

Герметисты, постигшие закон ритма, понимают, как этот Принцип проявляется на всех уровнях и умеют в определённой степени преодолевать его действие в собственном сознании с помощью «закона нейтрализации». Они не могут отменить этот Принцип, но научились умело избегать его негативного влияния и использовать его в свою пользу. Мастер герметизма искусно «поляризуется» в желаемой точке и с помощью волевых усилий сводит колебание маятника к минимуму, добиваясь умственного равновесия и внутренней устойчивости.

Принцип причины и следствия

«Каждая причина имеет своё следствие; каждое следствие имеет свою причину. Всё происходит согласно Закону. Случай — это всего лишь название для закона, который не был распознан. Существует множество планов причинности, но ничто не ускользает от Закона».

— Гермес Трисмегист

Этот принцип утверждает, что во всём действует Закон Причины и Следствия: ничего не случается случайно и всё имеет свою причину. Хотя существуют различные уровни этого Закона, ничто не ускользает от его действия.

Герметисты научились подниматься над обычной «плоскостью Причины и Следствия», становясь сами Причинами, а не только Следствиями. Множество людей плывут по жизни, повинуясь влиянию среды, более сильной воли других, внушению, наследственным факторам и тому подобным внешним причинам, фактически превращаясь в пешки на шахматной доске жизни. Но Мастера, поднявшись на более высокий уровень, управляют собственными настроениями, качествами, силами и окружающей средой и становятся «двигающими», а не «движимыми». Они используют Принцип, а не являются его пассивными орудиями. Мастера подчиняются Причинам высших планов, но повелевают на собственном уровне. В этом утверждении — квинтэссенция Герметического Знания.

Принцип пола

«Род присутствует во всём — всё имеет мужской и женский принципы; он проявляется на всех планах бытия».

— Гермес Трисмегист

Этот принцип указывает на постоянно действующее во всём начало мужского и женского. На физическом плане он выражается как пол, а на высших планах принимает возвышенные формы, но смысл принципа остаётся неизменным. Ни одно творение, будь то физическое, ментальное или духовное, невозможно без присутствия обоих начал.

Каждая «мужская» вещь содержит в себе женский элемент и наоборот. Понимание этого Закона проливает свет на многие вопросы, до сих пор приводившие людей в замешательство. Принцип пола направлен на рождение, регенерацию и созидание. Тем не менее следует остерегаться вульгарных и извращённых форм, называемых «фаллицизмом», которые лишь дискредитируют великий Природный Принцип Пола, и Герметическая Философия всегда предостерегала от подобных злоупотреблений.

Согласно первому принципу («Всё есть Разум»), вся реальность имеет единую природу. Гермес мог бы сказать, что всё — это «Энергия», и суть от этого не изменилась бы. Это единство природы даёт возможность герметисту или масону работать с этими Законами как с атомом, так и с галактикой, учитывая, что мы живём в голографической Вселенной и каждое наше действие, мысли или поступки порождают следствия, достигающие самых дальних её пределов.

Предлагаемая Герметической философией «ментальная трансмутация» — это трансформация сознания в самом человеке: превращение негатива в позитив, зла в добро, «свинца» в «золото», неведения в знание, ненависти в любовь, то есть постепенное изменение всего, что нам в себе не нравится. Это достигается через знание, самосознание и открытость ума.

Работая с семью герметическими принципами, мы можем менять как личные обстоятельства, так и окружающую нас действительность:

  • По Принципу соответствия мы можем притянуть к себе то, что нам нужно, «притягивая подобное к подобному».
  • По Принципу вибрации мы можем изменить свою «частоту» и, например, трансмутировать бедность в достаток или болезнь в здоровье.
  • По Принципу полярности — превратить негатив в позитив.
  • С помощью Принципа ритма мы можем сознательно регулировать колебания, избегая крайностей и вредных привычек.
  • Согласно Принципу причины и следствия, следует создавать благоприятные «причины», чтобы обрести желательные «следствия».
  • Наконец, по Принципу пола мы можем порождать самые разнообразные проекты, «озаряя» их энергией творения.

Разумеется, для достижения желаемых результатов адепт Герметизма и Масонства должен прилагать значительные усилия. При грамотном использовании законов «Кибалиона» практически нет преград для позитивных перемен в жизни, которые будут способствовать личностному росту и духовной эволюции. Для каждого, кто испытывает подлинную жажду истины и задаётся экзистенциальными вопросами, «Кибалион» Гермеса Трисмегиста может стать верным путеводителем — надёжным и объективным, свободным от псевдоэзотерических фантазий, где человек только воображает свою эволюцию, но в действительности не трансмутирует свою низшую природу.

Герметизм — это не просто методическая философия, а магическая наука о Вселенной, «Наука наук», пробуждающая в человеке его скрытые ментальные способности и научающая жить мудро, грамотно используя Законы Природы.

Это яркая и живая философия, а не простая теория. Помимо того что она возвышенно учит, она предлагает космическую систему эволюции, открывая человеку путь к выходу за пределы его животной природы и превращению в «Звёздного Человека» — высшее существо, которое является вершиной эволюции вида Homo Sapiens и одновременно началом нового витка на более высоком уровне.

«Кибалион» говорит нам: чтобы уничтожить нежелательный уровень вибрации, нужно задействовать Принцип Полярности и сосредоточиться на противоположной крайности, которую мы желаем усилить. Тогда нежелательное устраняется естественным образом за счёт изменения своей полярности.

Эта идея — одна из главных герметических аксиом, вечное учение, восходящее к Гермесу Трисмегисту более чем пять тысяч лет назад. Она говорит нам, что, когда мы стремимся избавиться от чего-то, нужно не питать к этому ненависти, а просто сместить фокус внимания и изменить полярность. Ведь ненависть будет удерживать нас в поле нежелательного, постоянно возвращая к нему мысли. Нужно стремиться к равновесию и гармонии.

Ещё один способ — переменить угол зрения. Например, в отношении деревьев: когда-то они обеспечивали дровами наши костры, которые помогли человечеству в развитии. Признание их живыми существами, дающими нам кислород и многое другое, побуждает нас с большим уважением и бережностью относиться к природе.

Чтобы избежать неблагоприятных причин и следствий, необходимо стремиться к непричинению вреда ни одному разумному существу. Это и есть путь поляризации в сторону уважения к окружающему миру. «То, что причиняет вред мне, причиняет вред и другим; то, что приносит пользу мне, приносит пользу и другим», — а это распространяется не только на людей, но и на всё живое. Гиппократ учил: «Из двух вещей делай привычку: помогать или хотя бы не вредить». Следовательно, нам следует причинять как можно меньше вреда.

Контролируя «причины», пусть даже и незначительные, мы прекращаем страдать от нежелательных последствий. Мы переходим из числа «следствий» в число «причин», выходя с более низкого плана на более высокий и обретая над ним власть, хотя, в свою очередь, остаёмся подчинены влиянию ещё более высокого плана.

Помните: «Массы позволяют вести себя за собой, подчиняясь среде, более сильной воле других, порой становясь не более чем пешками на шахматной доске жизни». Тот же, кто практикует Ментальную Трансмутацию, работает в ином состоянии сознания, преобразуя психические состояния, собственные и чужие, в соответствии с более или менее точными формулами.

Даже современные психологические школы (различные методы лечения, аффирмации, автосуггестии) зачастую бессознательно воспроизводят герметические приёмы, что делает их не столь совершенными. Но, обладая знаниями, самосознанием и силой воли, человек действительно может изменять одно состояние сознания на другое, переходить от следствия к причине, от разрушительного к созидательному, от апатии к жажде жизни, к участию, к гармонии с окружающей средой. «Кибалион» призывает нас не ограничиваться одними лишь теоретическими знаниями, но и выражать их в поступках.

Герметизм учит не просто теории, но и практике, показывая нам, как мы формируемся изнутри. Плотник придаёт форму дереву, кузнец — металлу, скульптор — камню, а Мудрый человек придаёт форму самому себе. Обладая знанием, но не воплощая его на деле, мы бессмысленно зарываем в землю драгоценные камни и металлы.

Пусть вечно звучат слова Трижды Великого Мастера Мастеров:

«Знание, как и удача, должно использоваться. Закон пользы универсален, и тот, кто нарушает его, непременно пострадает, идя против сил природы».