Обряды посвящения и их происхождение

Обряды посвящения, как известно, пришли в спекулятивное Масонство из оперативного. Многие другие спекулятивные и ремесленные гильдии, например некоторые достопочтенные компании из ливрейных компаний Лондонского Сити и современные ремесленные гильдии Египта также используют обряды посвящения в своей деятельности. Многие из этих обрядов имеют очень похожую структуру, которая имеет довольно характерные признаки:

  • посвящаемый символически переходит из одного качества в другое;
  • посвящаемый проходит различные испытания и проверки определённых знаний;
  • во время посвящения воспроизводится основная аллегорическая легенда гильдии;
  • обычно посвящаемому передается секретная информация, необходимая для прохождения проверок знаний и принадлежности к гильдии;
  • обряды посвящения часто связаны с рождением, смертью и воскрешением;
  • во время посвящения приносятся различные клятвы этического или сакраментального характера;
  • сама церемония посвящения является секретной;

 

Достаточно много известно об обрядах посвящения в гильдиях ремесленников в средневековой Европе. Ремесленные гильдии того времени имели прагматичный подход к своей деятельности. Их целью являлось повышение спроса на их услуги путём сокращения предложения и поддерживания высокого уровня качества. Так же для средневековых гильдий было крайне важно выстроить систему передачи знаний из поколения в поколение. Исходя из этих целей, гильдии использовали систему ученичества.

Для вступления в гильдию кандидат должен быть найти мастера и устроиться к нему работать в качестве ученика. После прохождения ученичества и достижения определённой квалификации, ученик становился подмастерьем, и получал расширенные полномочия и обязанности. Затем, после получения практических секретных знаний, он становился полноправным членом гильдии. Проводилась церемония посвящения, состоявшая из прохождения нескольких испытаний этического и практического характера. Давались клятвы, например никогда не обсчитывать клиентов и вести себя определённым образом с учениками и подмастерьями. Качество исполнения готовых работ подмастерьев оценивалось членами гильдии. Обряд посвящения особо подчёркивал перерождение подмастерья в мастера. Так же новым мастерам передавались секретные методы опознавания членов гильдии, что давало им возможность присоединяться к артелям в других городах, состоящим из ранее незнакомых им членов гильдии без риска для артели потерять репутацию перед заказчиками и избежав снижения качества производимых работ.

Обряды посвящения практиковались и за долго до средних веков. Хотя прямой следственной связи со средневековыми обрядами посвящения гильдий документально обнаружить практически невозможно, самым древнем известным обрядом посвящение можно считать Погребальный Обряд фараонов периода Древнего Царства (circa 2500 до н. э.). Этот обряд дошёл до нас в большом объёме и стал доступен нам после расшифровки иероглифов покрывающих внутренние стены пирамид в Саккаре. Эти тексты известны как «Тексты Пирамид». Их перевод и толкование изложены в книге Яна Ассманна (немецкий египтолог, академик Германского Египетского Института) «Смерть и Посвящение».

Похоронный ритуал фараонов периода Древнего Царства можно рассматривать как посвящение в божественную жизнь и перерождение фараона в божество. В этом ритуале содержатся многие характерные признаки ритуала посвящения. В упрощённом виде ритуал можно описать так:

После смерти тело фараона ритуально очищалось, для подготовки к путешествию в бесконечность. После ритуала очищения душа фараона символически проходила через горизонт и переходила в небесную сферу, в неизвестность, что аналогично прохождению через Геркулесовы столпы в античности. Затем начинались странствия, ведущие к перерождению в качестве божества. Душа фараона должна была пройти через семеро ворот, двадцать один портал, пройти по четырнадцати холмам, через двенадцать склепов, поле тростника и поле подношений. В процессе странствий душа фараона проходила испытания, в которых нужно было продемонстрировать секретные знания, отвечая на вопросы стражей, которые ограждали небеса от невежества и ответить на вопросы рыболова о названиях частей его рыболовной сети. Это, судя по всему, носило символический характер, сродни проходным фразам и словам в средневековых гильдиях.  В конце странствий фараон подвергался божественному суду, где божества египетского пантеона вопрошали не нарушил ли он клятвы данные при жизни и вершили над ним суд, разбирая его моральных характер и чистоту души. В конце пути, после прохождения странствий и испытаний, фараон перерождался в божество, и на вечность поселялся в небесной сфере.

Схожие ритуалы посвящения практиковались в Древней Греции (например ритуалы посвящения культа Исиды), Древнем Риме, Месопотамии и многих других местах, в разные периоды истории. Хотя доказать прямую связь между ритуалами посвящения разных эпох и государств невозможно, их структурные сходства позволяют сделать вывод что возможно они имеют общую и очень древнюю историю и являются универсальными для нашей культуры.