Работа над грубым камнем. Зодческая работа в градусе ученика Брата К.Б.

Камень, как символическое понятие, традиционно занимает одно из ключевых мест в различных культурах и центральное – в масонстве первого, ученического, градуса.

Их монументальность, долговечность и бесконечная непознаваемость делала камни не только строительным материалом для культовых сооружений, но и самостоятельными объектами поклонения. Грубые мениры и геометрически идеально расставленные колонны Стоунхенджа сохранили память о кельтских языческих культах, тайны создания великих Пирамид и истуканов с острова Пасхи до сих пор оставляют широкое поле для гипотез и мистификаций. Ветхозаветная история сохранила память о каменных скрижалях Завета, созданных Моисеем вместо данных ему Иеговой на горе Синай табличек из божественного сапфира Шетия. Считая себя недостойным принять великий Дар, пророк собственноручно вырезал заповеди на двух грубых каменных скрижалях, символизирующих как тень божественной мудрости, так и бинарность отеческих и материнских начал. Безусловно, стоит упомянуть великий Первый Храм, построенный Хирамом для царя Соломона и занявший ключевое место в аллегориях масонства.

Другие авраамические религии, опираясь на иудаизм, продолжают использовать камень не только в буквальном, но и символическом смысле. Так, в Евангелии от Матфея Спаситель назвал своего сподвижника Симона Ионина Петром («камень» по-гречески и в ряде других европейских языков): «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» [2]. Апостола Петра часто называют «краеугольным камнем Христианства», хотя в том числе и сам Пётр в своем первом Послании так называл самого Христа: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна…[7]».

В буквальном смысле поклонение камню практикуется в исламе – черный камень Аль-Хаджар Аль-Асвад вмонтирован в одну из стен Каабы. Считается, что он был дан ангелом Джабраилом пророку Ибрахиму, и был чистым белым яхонтом, но постепенно почернел, впитав в себя через поцелуи грехи миллионов верующих [3]. Подобное изменение камня также иллюстрирует распространенные древние культы черных и белых камней, противопоставленных друг другу как темное женское и светлое мужское начала, горе и радость, зло и добро. Эти монохромные камни масоны используют для баллотирования – по аналогии с венецианской традицией выбора дожей при помощи белых и черных шаров [10]. Также Вольные Каменщики символически противопоставляют друг другу два состояния внутреннего камня человека – грубый и обработанный.

Спекулятивное масонство переняло традиции оперативных строителей и архитекторов, уходящие корнями в глубокую древность. Одной из них было разделение труда – Мастера создавали свои шедевры (masterpieces – произведение Мастера (англ.)) из камней, взятых из каменоломен и обработанных учениками. Качество огранки камней имело основополагающее значение – только идеальные геометрические формы и размеры камней сделали многие архитектурные шедевры столь долговечными.

По словам Карла Клауди, «ученик является Вольным Каменщиком только в том смысле, что он — грубый, неотесанный камень, который начал свое превращение в камень отесанный, или совершенный [5]». Грубость или дикость камня означают невежество, неопытность и несовершенство в искусствах, получивший Свет ученик «не умеет ни читать, ни писать [4]» и получит свою плату только как «итог воздействия работы над самим собой [4]». Речь идет о духовном и нравственном росте через масонское самообразование, братскую любовь, а также такие ценности неостоицизма, как «сосредоточенность на самонаблюдении и самоконтроле, умеренность и дисциплина, служение государству, отечеству и своему ближнему» [8].

Примечательно, что созревание неостоицизма в философское течение произошло параллельно появлению спекулятивных масонских лож и во многом является ответом на требования Нового Времени к человеческой морали. По утверждению Г. Ойстраха, «в основе мощных европейских монархий XVII—XVIII веков […] лежал новый тип человека, преисполненного чувством долга, послушанием, умеренностью и самообладанием [8]». Особенное значение «исправление нравов» имело на территории Российской Империи, как места с нравами «грубыми» и «варварскими» по мнению русского масона В.Н. Зиновьева. «Когда в 1777 году В.Я. Алеевцева, правителя канцелярии белорусского губернатора, вызвали к себе сам губернатор и архиепископ Могилёвский и потребовали объяснить его участие в ордене, он легко справился с этой задачей, убедив оппонентов в том, что именно масонские ложи могут превратить пьющих и неуправляемых чиновников в прилежных и аккуратных исполнителей [8]». Одним словом, необходимость человеческого труда над своими дикими камнями 2-3 века назад была исторически обусловлена и неизбежна.

Этого труда требует от человечества и современная эпоха, ведь пороки по-прежнему остаются с ним. По мнению Брата Е.Т., «не надо думать, что негативные с нашей точки зрения черты характера, такие как агрессивность свойственны людям испорченным, морально невоздержанным. Это — неотъемлемая часть поведения любого живого существа, ведущая данную конкретную особь к выживанию [9]». Это значит, что самопознание ученика должно быть максимально глубоким и охватывать не только человеческую ментальность, но и животные инстинкты, также заложенные в нас Создателем.

Как было сказано в зодческой работе неизвестного Брата в 1784 году, «мы уподобляемся дикому и безобразному камню, и, равно как и сей камень, не можем быть ни к чему доброму годными. Таким образом, признав сие сходство, надлежит нам рассмотреть другую часть сего сравнения, а именно: что нам подобную дикому камню душу очистить должно. Может быть, спросят: чем? В таком случае думаю я, что стоит только нам взглянуть на наш ученический ковер, на котором мы непременно увидим все те орудия, кои нужны для обсечения и обделывания нашего дикого камня [6]».

Для обработки камней ученики-каменщики использовали простые инструменты – молотки и резцы. В масонской символике резец означает принятое решение, молот — волю, приводящую в исполнение [4]. Согласно формулировке Брата Д.П., «резец указывает нам на преимущества образования, только лишь благодаря которому мы превращаемся в людей, соответствующих природе нашего сообщества. Молот – это инструмент, использующийся каменщиками для того, чтобы придавать камням правильную геометрическую форму. Ударами молотка о резец стесываются острые углы, камень «облагораживается», из «дикого камня», становится камнем пригодным для строительств [1]».

Что же надлежит отсекать ученику, чтобы облагородить свой дикий камень? «Ненужное, лишнее, порочное, бесполезное, очистив душу и совесть от всякого порока и намытого песка нашей профанской жизни, дабы наружу появился заложенный внутри каждого из нас совершенный масон [5]». Не стоит думать о том, что камень можно сделать обработанным раз и навсегда – эта работа требует от ученика постоянства, старания и осторожности. В уставе Мемфис-Мицраим существует понятие «кубического камня», присущего подмастерьям. Он еще далек от идеального куба: верх его не плоский и ровный, а заканчивается четырехгранной пирамидой. Она символизирует неизжитую гордыню, являющуюся первым по времени появления смертным грехом и труднейшим препятствием к совершенству камня вне зависимости от градуса и устава.

Блестящая метафора работы над собой как над камнем отточена столетиями непрестанных трудов миллионов Братьев. Однако понимание ее символов только на понятийном уровне, без эмоционального вовлечения, вряд ли позволит воспринять идеи масонства в полной мере и работа над камнем превратится в бессмысленную механику. Вряд ли возможно обойтись без любви и эмпатии к окружающим, улучшая форму своего камня. Изменения личности проверяются взаимодействием с окружающим миром, а без него они во многом теряют смысл. Ведь идеальный камень в вакууме не менее бесполезен, чем грубый – в кладке. Тем более затруднительно обойтись и без братской любви и поддержки, без благодарности за них своим Братьям и Создателю.

Но главной движущей силой, превращающей бесформенный камень в куб, геометрически безупречный, является голодное стремление к работе над собой, беспощадное к своим порокам и терпимое к шероховатостям окружающих.

Я сказал.

Библиография:

  1. Брат Д.П. Зодческая работа «Символика в масонстве. Камень»
  2. Евангелие от Матфея 16:18
  3. Ислам: Словарь атеиста, 1988, с. 120.
  4. Катехизис ученика ДПШУ
  5. Клауди Карл. «Введение во Франкмасонство. Книга ученика»
  6. Магазин свободно-каменщический, 1784 г. «Рассуждение о диком камне, на ученическом ковре предположенном», 1784 г.
  7. Первое Соборное послание св. Апостола Петра 2:7
  8. Смит Дуглас. «Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке»
  9. Брат Е.Т. Зодческая работа «Об иерархии мотиваций, или о пустой породе, образующейся при огранке камня»
  10. wikipedia.org/wiki/Баллотирование