Мысли о посвящении

 

Зодческая работа Брата Мастера Сергея Ш.

Однажды, проезжая по улицам города, я обратил внимание на одну женщину. Она шла в длинном пальто, накрыв голову огромным капюшоном, который полностью скрывал ее лицо. Первый вопрос, который возник у меня: «Интересно, а о чем она думает в этот момент?» Однако, эта мысль сразу уступила место другой. И та, в свою очередь, породила в душе целые образы людей-одиночек со своим внутренним миром, который для них является единственной реальностью, а значит – целым миром. И каким же абсолютно правильным является для человека его мир! Ведь с собой всегда можно договориться, успокоить самого себя и стать для себя самым настоящим другом. Но всегда ли это верно?

Конечно же, внутренний мир человека важен! Но ведь каждый из нас несовершенен. Говоря простым языком – внутри каждого существует испорченность, поврежденность! Парадоксально, но в детстве у нас было больше стремления изменить себя и изменить окружающий мир. Сколько добрых порывов и устремлений детства сохранила наша память! И вот с каждым годом нашей взрослой жизни мы теряем стремления, «одеваем» наш мир на себя, закрываемся от других и ценим только то, что уже есть под нашим капюшоном.

Передо мной среднего возраста мужчина. Он пришел со своими проблемами и трудностями. Его внутренний мир испытывает потрясения. Человек в состоянии внутреннего кризиса. И даже в этот момент он не готов посмотреть внутрь себя со стороны. В нашей беседе я говорю ему о своем взгляде на его проблемы и по лицу вижу, что неприятно все это для него. Ведь пришел он, большей частью, найти себе одобрения. А тут – абсолютно посторонний и чуждый взгляд другого. В этот момент я вдруг понял для себя одно – нужно научиться разговаривать с собой, со своей душой именно так, как будто ты находишься за пределами своего собственного «Я».

Каким был мой первый шаг на пути вольных каменщиков? Вот уж, действительно, где мне пришлось на какое-то время оказаться без времени. Понимать, что что-то происходит, но не понимать, что происходит. Терять себя и оставаться собой. Это тот момент, когда ты ощутил себя вне себя и отдал себя тем, которые уже знают, что делают. Я вышел из привычного для себя мира и столкнулся с Действием (с большой буквы), которое заставляет видеть, думать, слышать и говорить совершенно иначе. По правде сказать, все, совершенное надо мною, не позволило правильно видеть, привычно думать, отчетливо слышать и внятно говорить. Это было «Действие», которое в последствии, когда я уже сидел в белых перчатках и являлся соучастником работ в масонском храме, мною было названо Церемонией, Ритуалом, Символом и Обрядом! Для себя, в тот самый момент, я определил обязательно разобраться с каждым из этих понятий.

Человек ограничен в своих познаниях и потому для того, чтобы понять природу вещей, свое собственное существование и замысел Великого Архитектора Вселенной – ему нужны видимые знамения, то есть Знаки. Примером того является искусство, которое есть система определенного выражения, когда разобщенные символы объединяются в единую осмысленную совокупность. Подобно этому, наши слова, складываясь в предложение, выражают мысль. При этом наш язык, а точнее все то, что мы говорим –, становится Символом наших разума, чувств и воли. Человек просто не может без символов, знаков. Значительное должно быть обозначено. Если не обозначено, то это незначительно.

С чем же столкнулся я в тот самый момент, когда Действие для меня приобрело сакральный смысл? Я столкнулся лицом к лицу с глубоким и пока еще не совсем понятным для себя символизмом, ритуалом, церемонией и обрядом.

Συμβόλων (греч.)                   1.         Знак, примета, признак, пароль, сигнал; знак, служивший доказательством гостеприимства между двумя семействами;

  1. Договор между двумя государствами о том, что в делах торговых обвиняемый судится в своем государстве по своим законам.

А это значит, что любой Символ, являясь неким знаком, объединяет человека с человеком и человека с Божеством. В последнем случае, человек продолжает находится в привычных для себя условиях «судится в своем государстве и по своим законам».

Signum (лат.)                          1.         Знак, признак, примета. Имеет значение идти по следам.

  1. Военное значение: знамя, значок когорт или манипулов, сигнал, пароль, лозунг.
  2. Вещественное доказательство; печать.

Латинское слово напоминает русское «сигнал». А это заставляет человека оставить привычные дела и сосредоточиться на его причине. Символ – это наше знамя, под которым мы собираемся вместе и шествуем по стопам впереди идущих.

Ritus (лат.)                              1.         Религиозный обряд, принятый обычай богослужения, религиозная церемония.

  1. Обычай, обыкновение.

На этом пути под знаменем, по стопам прошедших свой путь, отдельные символы объединяются и приобретают формы определенного Ритуала, Церемонии и Обряда.

Caerimonia (лат.)                   1.         Благоговейное почитание, установленными обрядами, благоговейный страх; присущая предмету достопочтенность и святость.

  1. Священный обряд, священнодейство.

Следовательно, любая Церемония – это действие, возводящее человека к сакраментальному и священному Обряду. Слово «обряд» – (слав.) убор, наряд. Отсюда другое славянское слово «редетися» — красить. Этимология этого слова восходит к латинскому:

Reditio (лат.)                          Возвращение (на Родину, домой).

А это значит – Священный Обряд возвращает нас к изначальному состоянию не поврежденности и не испорченности, облекая нас в красоту.

Священный Ритуал продолжался… Мой взгляд остановился на символах, которые лежали у алтаря храма. Там было два камня, молот и резец. Я отчетливо осознал, что можно в один и тот же момент, в одно и то же время, в одном и том же месте – быть необработанным твердым веществом и быть камнем, имеющим обработанные грани и пригодным для Архитектора Вселенной. Вопрос в том, готов ли ты взять инструменты и выйти за пределы привычной для тебя жизни, снять с себя свой капюшон и теплое пальто, одеть перчатки и фартук? Ты свободен в своем выборе! Ты волен выбирать сам! Ты вольный каменщик!

Я сказал…