Предисловие
Я переписывал эту работу несколько десятков раз.
Я думал о том, как показать важность ученической степени. Раскрыть её табель. Смысл молчания, белых перчаток, вида фартука, ритуала инициации и многих других символов. Я решил в своей работе об ученичестве собрать суть своих познаний и переживаний, полученных за время пребывания с вами. Ритуал инициации я всё-таки чуть-чуть задену, хоть я тогда и не был масоном. Итого я свою зодческую работу разделю на несколько уроков.
Урок 1. Терпение
Очень большим уроком для меня является терпение. Как ученики, мы очень должны много терпеть, так как довольно мало знаем. Мы должны спокойно готовить храм и ждать, когда все будут готовы открыть работы. Это терпение не что-то такое, что имеет негативный окрас, наоборот!
У нас есть время на то, чтобы посмотреть на результат своей работы перед открытием и понять, что мы могли бы сделать лучше в следующий раз. К примеру, Мы неоднократно уже с Братьями придумывали методы улучшения сбора храма. И каждый раз Мы, начиная собирать храм считаем своим долгом собрать его наиболее красивым, качественным и соответствующим цели работ, которые в нем будут проводиться. Это меня наводит на мысль о работе над собой, которую я провожу.
Каждое утро (и вечер перед ним) я начинаю планировать свой день. Я смотрю что мне предстоит и стараюсь расчертить этот день. Если честно, я сейчас очень много времени уделяю именно графикам, или, если угодно, “чертежам”.
Я стараюсь планировать свои дела, чтобы не отдавать их на волю случая.
Для примера: “Сейчас я хочу заняться каллиграфией, однако у меня нет времени\энергии\желания”. Я просто планирую свои занятия, оценивая свои силы. Скажем, я готов заниматься каллиграфией час в неделю. Но если я возьму и просто скажу себе, что выделю на это час в неделю- вряд ли у меня получится. Поэтому мне необходимо просто запланировать этот час в календаре. Так же и с другими активностями. Мне нужно вытерпеть то, что я отбираю у себя часть свободы при планировании. Однако, с другой стороны, когда я планирую что-то, я достигаю большего, чем если бы я себе просто сказал “за эту неделю я буду час заниматься каллиграфией”. Поэтому в среду в три часа дня я начинаю заниматься каллиграфией, если нет ничего более важного (приоритет занятий — это другой момент, поэтому её здесь трогать мы не будем).
Урок 2. Молчание
Умение молчать и слушать, на самом деле, могут быть расценены как два разных умения. Я очень часто слышал фразы плана “нет, ты выслушай, а потом говори!”, “подожди, ты не дослушал и не понял”. И это встречалось в разных абсолютно областях, никак не касающихся друг друга. Это тренировки по боксу, где я сразу делаю выводы о технике, это тренировки в бильярдной, где мне нужно оценивать свои удары, это разговоры о музыке, кинематографе, театре или других областях искусства.
Молчание — это один из самых больших даров, которыми обладает ученическая степень. Мы можем столько всего услышать и увидеть, когда нам ничего не нужно говорить!
Поняв смысл того, что мне необходимо молчать- я каждое открытие работ могу наблюдать практически безучастно. Что я под этим подразумеваю. Я имею в виду, что имею право наблюдать за действиями стражей, обрядоначальника и эксперта, секретаря, а также досточтимого мастера. Я могу наблюдать, так как у меня нет необходимости говорить!
Я всегда старался меньше говорить, чем слушать в своей профанской жизни, однако теперь это приняло абсолютно другой смысл.
Я стараюсь слушать людей, которые умнее меня, не перебивая. Я учусь не говорить своё мнение сразу, не обдумав его как следует.
Так же в семейных отношениях я жду пока жена закончит свою мысль и только когда я буду уверен, что она сказала всё, что хотела, я начинаю оценивать, как мне необходимо отвечать. Хочет ли она услышать моё мнение? Хочет ли она оценки своих действий? Или же она просто хотела мне что-то рассказать и не ждёт особенного отклика?
Ученическое молчание стало для меня безумно важным моментом в моей жизни.
Урок 3. Символы
Для любого масона символизм является довольно серьезным философским вопросом. Конкретно здесь я имею в виду применение каждого из символов в своей жизни. Так как масонское мышление лишено догматики, то и трактование символов является в относительной степени свободным. Однако, однажды распознав символ, его по-другому очень тяжело воспринимать.
Например, я не могу не сказать, что моя работа относительно молотка и резца далась мне легко. Однако теперь я стараюсь применять все символы мне данные, равно как и инструменты присущие градусу. Мне всё еще тяжело понять их истинный смысл. Я много думаю над символами и всё еще чувствую, что есть очень много под вложенных уровней философии, которые живут в них.
Но я научился принимать решения и приводить их в жизнь за счёт молота и резца. Я научился отмерять себе время на отдых, интеллектуальную деятельность и на действия с помощью линейки. Я так и не научился разграничивать время своей жизни, как это сделал Брат А. Д., хотя я и понимаю, что для каждого значение своё.
И учитывая то, что я писал работу о молоте и резце- я должен сказать, что для меня эти символы, само собой, не прошли бесследно.
Урок 4. Посвящение.
Я видел этот ритуал 3 раза. Первый раз, когда посвящали меня, и 2 раза, когда посвящали других братьев.
Это прекрасный опыт- наблюдать как человек проходит то, что ты когда-то проходил. И не потому, что тебе тоже было неудобно и трудно. Или потому, что ты сомневался перед тем, как соглашался на клятву или же на очередное странствование. А потому, что ты теперь понимаешь, что это значит. Ты всегда можешь соотнести своё понимание ритуала в конкретном моменте со своими переживаниями, которые живы из твоего личного посвящения.
Всё, что я могу сказать о личных ощущениях от ритуалов посвящения- они самые радостные. Не только потому, что мы приобретаем новых братьев, но еще и потому, что у нас самих есть шанс заново пережить и вновь осознать всё то, что мы чувствовали во время первого знакомства с масонством. Это прекрасно, красиво и очень воодушевляет. Каждый раз я нахожу новые смыслы. Каждый раз я, смотря на кандидата нахожу в нем себя. И это очень ценная возможность — посмотреть на себя когда-то и порадоваться за того, кем он станет.
Урок 5. Учение
А вот масонского описания урока номер 5 не будет. Но будет тот, как я свой градус понимаю. Я учусь каждый день. Я стараюсь применять и примерять разные символы. Не могу сказать, что всегда они работают для меня так, как я бы хотел. Тут я не даю критику символам. Это скорее я использую их неверно. Но я учусь. Я каждый день могу становиться лучше, чем вчера. И очень стараюсь это делать. Не во всех областях жизни сразу, но хотя бы в одной за день. И не опускать. Поддерживать этот уровень. И строю планы по обучению. Планы грандиозные. И теперь я точно уверен, что я смогу их воплотить.
Самое ценное за последний год, что, я, пожалуй, получил извне- было пребывание в братстве и общение с такими чудесными и чистыми людьми. Они показали мне, что можно расти если ты просто этого хочешь. Они показали мне, что я ничем, практически, не отличаюсь от них и точно так же могу развиваться и идти к Свету.
За это хочу сказать им огромное спасибо.
Я сказал.