Самозванцы в масонстве

Раз в год, каждая Масонская ложа выбирает из числа наиболее подготовленных братьев Досточтимого Мастера. Процесс инсталляции состоит из трех частей: в начале кандидат в Досточтимые Мастера должен пройти через выборы, затем он должен поклясться добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать принципы масонства, и наконец, уходящий Д.М. передаёт ему своё место в Кресле Соломона. После этого новый Досточтимый Мастер наделяет надлежащих Братьев полномочиями офицеров Ложи и передаёт им с нагрудные ленты с подвесами, а также инструменты, соответствующие их должности. Брат Привратник это один из офицеров Ложи и его место в англоязычных юрисдикциях расположено за дверью Храма. В английском языке “привратник” звучит как «Tyler»- слово происходящее от глагола “to tile”.  Этот глагол можно перевести как “крыть чем-либо”, например плиткой или черепицей, и также как “покрывать, защищать от вторжения”. Досточтимый Мастер инсталлирует его со словами “(…) твоя обязанность — это покрыть храм от самозванцев (cowans) и шпионов (eavesdroppers), а также убедиться, что никто, должным образом не обученный, не проникнет в Храм”. Затем он объясняет собравшимся символизм шпаги Привратника и передает её ему. Давайте же поговорим о тех, от кого должен нас защищать Привратник и о ком ему говорит Досточтимый Мастер.

В средние века слово шпион, или подслушивающий (на английском “eavesdropper”) обозначало людей, которые подслушивали встречи, прячась в свесах крыш (свес на английском eaves). В наше время изменения в конструкции крыш сделали такой способ подслушивания невозможным. Теперь нам приходится оберегаться от тех, кто старается подслушать нас через двери. Именно это желание – тайно проникнуть в наши закрытые разговоры, века назад и было определяющей характеристикой шпионов. Описание шпиона того времени звучало так: “… человек, скрывающийся под окнами домов и разносящий сплетни об услышанном, тем самым внося смуту в жизнь людей”. Зачастую трусливая природа шпиона позволяет Привратнику вывести его за пределы Ложи без лишних усилий, если таковой был пойман. Если Привратник не исполнит свой долг и не будет настороже, шпион может принести много бед Братству, подслушав наши тайны. Самозванцы же в Масонстве — это совсем другое дело, и совершенно другой тип угрозы. Бернард Джонс в его “Масонском руководстве и компендиуме” описывает самозванца “персонажем которого в масонском ритуале чаще всего неправильно понимают”. Это, безусловно, так, и не только в масонском смысле. Причина, по которой самозванец является персонажем со сложным смыслом, заключается в том, что этих смыслов несколько.

Самозванец в оперативном масонстве

Термин ” самозванец” впервые появился в официальном английском масонском документе в 1738 году, когда шотландский масон Доктор Джеймс Андерсон в своей конституции написал “Никакой подневольный работник не может заниматься истинно Вольным Каменщичеством, и никакой Вольный Каменщик не может работать вместе с самозванцем, кроме случаев чрезвычайной необходимости; также воспрещается обучать самозванцев и не принятых Вольных Каменщиков тому, чему следует обучать Брата и Друга”.

По всей видимости, слово самозванец (англ. Cowan) происходит от французского слова coin, переводящегося как “угол”. Есть так же версия, по которой происхождение произошло от другого слова- coion, так же французского. Последнее маловероятно, так как слово это означает невоспитанного человека. Вероятно видоизмененное слово сoin использовалось для описания ремесленников, которые работали над несложными задачами, но не были достаточно квалифицированы для выполнения более сложных строительные работ. В шотландском оперативном масонстве мы видим, что слово «сowan» использовалось для обозначения тех, кто строил ограды и занимался сухой кладкой. Это были строители, занимающиеся исключительно ограждениями, техника построения которых заключалась в каменной кладке без использования раствора. Подобная технология строительства использовалась в возведении конусоидальных башен в Шотландии, которые называются Broch. Этот тип построек использовался много веков назад. Стены этих сооружений сложены концентрично, причем внутренние стены этих сооружения вертикальны, а внешние напоминают своими очертаниями колокол.

Cowan, вероятно, был строителем, который изучил ремесло не правильным и совершенным образом. Возможно, это были люди, которые по какой-то причине не закончили своё ремесленное образование и перебрались из деревни в город в поисках работы. Однако, не будучи членом строительной гильдии каменщиков они могли получать исключительно низкоквалифицированные работы. Роберт Гулд в своей “Истории масонства” сообщает, что древняя шотландская ложа Килвиннинга, записи которой велись с 1599 года по 1736 год описывала самозванца как “умелого работника, не знающего секретное слово признания, принятое в масонстве”. В протоколе работ, состоявшихся в 1707 году, говорится «ни один Масон не имеет права нанимать самозванца, человека, который не знает слова для работы». В декабре 1646 и в январе 1656, ложа даже оштрафовала Брата Хью Мьюра на десять фунтов за работу с самозванцами.

Чтобы ограничить доступ низкоквалифицированных деревенских строителей к строящимся объектам, и не допустить насыщение рынка дешевой рабочей силой, городские гильдии ввели для своих членов знаки и слова признания. В Шотландии, однако, некоторые ложи не решились полностью исключить самозванцев из своих собраний. Есть даже несколько зафиксированных случаев, когда самозванцы получали секретное слово и становились регулярными масонами. Например, ложа Кэннонгейта в 1668 году приняла Джона Сима и в протоколе он был описан как “честный старик и самозванец”. А сама ложа Килвиннинга разрешала нанимать на любую работу самозванцев, когда в радиусе 15-и миль не было “регулярных” специалистов. В протоколе Килвиннингской ложи от 1-го июля 1599 года записано, что Брат Джордж Патун нарушил устав ложи тем, что подвёл Мастеров, Офицеров и Стражей тем, что нанял одного из самозванцев, чтобы построить печную трубу. С принятием слов и знаков признания среди масонов, гильдии стали монополиями и ограничили доступ самозванцев к строительной деятельности. Таким образом, им так и не позволили овладеть навыками, необходимыми для возведения таких чудесных сооружений, как средневековые соборы, которыми мы восхищаемся и по сей день. Таким образом использование термина “cowan” в негативном ключе не является верным.

Самозванец в спекулятивном масонстве.

На протяжении веков оперативное масонство не открывало тайны ремесла миру и оставило тайны морального строительства спекулятивному масонству. Спекулятивные масоны считают, что инструменты, которые использует оперативный масон, должны использоваться в символически и применятся в строительстве духовного храма. Масонский ритуал гласит: “поскольку мы масоны не оперативные, а вольные и принятые, мы применяем инструменты каменщиков к нашей морали” (перевод с англ.) С некоторыми вариациями масоны повторяют эти слова в каждом из градусов, презентуя рабочие инструменты каменщиков в ритуалах.  Аналогии можно заметить и в символизме степеней других орденов. Орден Мастеров масонов метки – один из них. В отличие от самозванца древности, самозванец современности не является жестоким и злым человеком и не хочет уничтожить масонство или завладеть его тайнами. Для спекулятивного масонства самозванец это символ всего того, что может помешать духовному росту человека. Самозванец, таким образом, может быть как человеком посторонним, так и масоном. Например, он может быть масоном, который презирает масонство, потому что что-то в нем не совпадает с его личным мнением. Такого человека мы бы назвали, скорее, “анти-масоном”. Самозванец может быть клеветником, который злонамеренно делает ложные заявления о целях и действиях масонства, или человеком, который распространяет сплетни о поклонении дьяволу или мировом господстве Ордена. Анти-масон говорит о масонских заговорах и искажает ритуалы, чтобы поддержать абсурдные теории заговора. Он поносит религию и склонен к алчности, несправедливости, злобе и мести. Хотя подавляющее число братьев – честные и великодушные люди, мы не можем отрицать, что Орден, присутствующий на “четырёх четвертях земного шара” может по ошибке принимать в свои ряды людей сомнительных моральных качеств, оппортунистов и даже преступников. Некоторые люди пытаются вступить в Братство из любопытства или веры в то, что они смогут таким образом повысить свой статус в обществе. Другие хотят стать членом ордена для признания и престижа. Фигурально, самозванец — это тщеславный брат, не знающий основ масонского учения, присоединяющийся к различным орденам и носящий их запоны, ленты и медали только чтобы потешить своё эго. Так же в профанском мире он может быть асоциален и иметь больше врагов, чем друзей, и искать в масонстве тихую гавань. Или же это может быть Брат, который затаскивает в Орден своих друзей, коллег и членов семьи, только чтобы получить признание и уважение в глазах старших Братьев. Таким образом, такой Брат поступает преступно, гонясь за увеличением количества членов ложи, вместо серьезного изучения моральных качеств и намерений кандидатов. “Идите и множьтесь” – девиз таковых. Однако, мы не должны, исключительно для увеличения численности, подменять достойных и хорошо зарекомендовавших себя кандидатов, на кого-то с улицы, или теми, кто хочет присоединиться по прихоти. Самозванец — это так же Брат, чью кандидатуру ложа утвердила ввиду его социального положения, или еще хуже – финансовой состоятельности. Неизбежно, со временем, такой кандидат разочаруется и присоединится к числу отсутствующих на работах или вовсе неработающих масонов. Также самозванцем является Брат, с нетерпением ждущий ритуальной агапы, пренебрегая достаточным вовлечением в остальной ритуал. Ведь для такого Брата гораздо важнее светская составляющая наших встреч. Мы такого Брата называем “застольным масоном”. Список этот можно было бы продолжить, но в заключение хочется сказать, что самозванец — это масон, который, со всеми своими недостатками, является большей угрозой для масонства, чем шпион, из-за которого Привратник поднимет свою шпагу. Помните, что также, как и столетия назад самозванец не мог возвести совершенное строение, потому что не умел пользоваться раствором, также и самозванец сегодня не сможет построить храм внутри себя без знания, веры и моральных основ, и ценностей. Принимая в свои ряды самозванцев, мы только дискредитируем масонство и подводим свой Орден и Братьев.

Перевод с английского. Оригинал https://tetraktys.co.uk/thecowaninfreemasonry/