“Грубый камень”. Зодческая работа в градусе ученика Брата А.Д.

Эпиграф

«Как вы делаете свои скульптуры?»
«Я беру камень и отсекаю всё лишнее.»

Микеланджело Буонарроти

 

 

Грубый и совершенный камни, изображённые на табеле первого градуса и присутствующие в убранстве практически каждой Масонской Ложи, занимают центральное место во всех ритуалах Вольных Каменщиков. В лекции первого градуса англоязычных юрисдикций значение грубого камня описывается следующим образом:

 «Грубый камень — это камень, взятый из карьера в необработанном и естественном состоянии. Он символизирует каждого из нас, как естественных, несовершенных людей.»

По сути, Камень в Масонстве отождествляется с моральным характером человека – тем медиумом над которым происходит никогда не заканчивающаяся работа над собой, осуществляемая символическими инструментами Вольных Каменщиков, конечной, и не всегда достижимой целью которой, является совершенство формы Камня, в соответствии с моралями, изложенными в Книгах Священного Закона, и аллегориями, скрытыми в ритуалах и табелях.

Какова же аллегорическая трактовка этого фундаментального символа, и что нам говорит о нём табель первого градуса?

Грубый и совершенный камни, в масонских англоязычных текстах, называются Rough and Perfect Ashlars. Ashlar – это не просто кусок камня, а, непосредственно, камень для кладки – аналог кирпича. Его прямое предназначение — это строительство сводов каменных зданий. Каменщики средневековья, в своих строительных процессах, называли грубыми камнями (Rough Ashlar) камни, подготовленные в каменоломне для строительства, имеющие подходящую для последующей обработки форму, без изъянов, которые могли бы повредить как сам камень, так и всю каменную кладку. Грубые камни подвергались тщательному отбору, ведь каменщики, придавая камню необходимую для кладки форму, могут только убирать лишнее и шлифовать его поверхности, но не коим образом не добавлять каменную массу там, где её не хватает.  Масоны должны следовать этой аллегории, и тщательно отбирать кандидатов, ведь если у них отсутствуют необходимые моральные качества, и в их характере присутствуют изъяны, то вся кладка может обвалиться.

На табеле первого градуса, Грубый Камень находится на северо-западной стороне, там же где и место новопосвящённых учеников. Таким образом, новопосвящённый отождествляется с камнем в его грубейшей форме, только что взятым из каменоломни человеческого общества и готовым к обработке. Так же, глубоко символичным является тот факт, что в средние века фундаменты каменных зданий обычно закладывали как раз в северо-западном углу строившегося здания. В те времена, краеугольными камнями часто являлись необработанные фрагменты скал из прочных пород камня. Из этого можно заключить, что процесс принятия новых членов в Орден Вольных каменщиков является краеугольным камнем всего Ордена, и это придаёт особое значение качеству кандидатов. На табеле первого градуса Совершенный Камень находится справа от Грубого Камня, но, если учесть что одним из символических значений табеля является изображение Масонской Ложи, а практически все передвижения по Ложе происходят посолонь, то можно понять, что для того, чтобы пройти путь от Грубого состояния Камня до Совершенного, необходимо пройти полный круг. На этом пути находятся символические инструменты и аллегорические символы, которые необходимо применять Вольным Каменщикам в своей работе над Камнем для достижения совершенства.

В убранстве Ложи, Грубый камень лежит с левой стороны от Книги Священного Закона, а Совершенный с правой. Как и со всеми остальными предметами убранства Ложи, положение камней глубоко символично. Книги, в европейских языках, читаются слева направо, и такое расположение камней может трактоваться следующим образом: только познав Книгу Священного Закона, усвоив моральные уроки, заключённые в ней, можно достичь совершенства. Также, необходимо отметить, что камни находятся на одном уровне. Совершенный Камень, хоть и имеет правильную форму, не выше Грубого по положению. Это говорит о равенстве Грубого и Совершенного камней перед Священным Законом.

Так каково же практическое применение этого символа в работе ученика?

Прежде чем начать работу над своим камнем, необходимо научиться видеть собственные неровности. Для этого необходимо научиться быть объективным к своим осознанным и неосознанным поступкам и действиям. На первый взгляд, это может показаться не сложным, однако людям присущи искажения восприятия. Например, в наш век информационных технологий, появился феномен информационных эхо-камер. Люди, ища информацию через поисковые системы и социальные сети, выбирают тот тип информации, который они хотят читать, затем комментируют и дополняют выбранные ими новости в среде себе подобных читателей, и приходят к выводам, наиболее совместимым с их мировоззрением. В результате, прочитав даже самую нейтральную информацию, люди, прибывающие в разных информационных эхо-камерах, могут воспринимать её по-своему и, в результате, приходить к диаметрально противоположным выводам. Эта особенность обработки информации распространяется на все аспекты мыслительной деятельности человека. Этот феномен называется когнитивное искажение – систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями (предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга. Более того самооценка подвержена когнитивным искажениям особенно сильно: переоценка собственных возможностей, переоценка значимости собственного мнения, положения или выбора, иллюзия контроля и искажения в собственную пользу превалируют в человеческом восприятии мира, где присутствует тенденция слишком сильно полагаться на своё собственное восприятие и иметь более высокое мнение о себе, чем есть на самом деле. В этом заключается суть так называемых эгоцентрических искажений.

В исследовании, проведённом в Японии в 1993 году, испытуемым было предложено записывать честные или нечестные поступки, которые совершали они или другие. Когда они писали о честных поступках, обычно начинали со слова «я», а не «другие». Аналогично, они начинали нечестные поступки со слова «другие», а не «я». Это демонстрирует, что люди склонны приписывать себе успехи и положительное поведение, перекладывая при этом бремя неудач и отрицательного поведения на других.

Так как же, несмотря на особенности человеческой психологии, научиться видеть несовершенства своего грубого камня?

Для начала, необходимо понять, что собственное мнение о себе подвержено искажениям. Это довольно легко сделать – достаточно задуматься над поговоркой «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает». Народная мудрость, с древних времён, подмечала эгоцентрические когнитивные искажения. Поняв это, можно начать подвергать собственные действия простому анализу: почему я так поступил? Самый малый пример этого анализа для меня случился, когда я поймал себя на том, что выключаю электрический чайник раньше времени, когда делаю кофе. Спросив себя почему, я понял, что это нетерпение и решил над этим работать.

Так же, можно оценивать свои поступки и действия со стороны, задавая вопрос: как бы я к этому отнёсся, если бы кто-то другой сделал тоже самое? По сути, это является одним из применений золотого правила этики. Причём трактовка этого правила широка, и может идти в обе стороны; к примеру, излишняя скромность, привитая определённым типом воспитания, может быть таким же следствием эгоцентрического искажения, как и излишняя наглость, хотя с точки зрения её проявляющего, это может показаться добродетелью и достоинством. На самом деле, это может оказаться просто проявлением гордыни. Я заметил это на собственном примере, когда поймал себя на том, что дал уличному попрошайке-алкоголику пару рублей. Остановившись и задумавшись над тем, как бы я оценил этот поступок со стороны, я понял, что этим я только усугубил химическую зависимость этого человека, поощрил его разрушительную привычку, и всё это только ради того, чтобы себя почувствовать эдаким благодетелем.

Также, необходимо более внимательно относится к критике и замечаниям, исходящим от других людей. Многих критика раздражает. Научив себя внимательно выслушивать критику, а также анализировать её, соотносить эту критику к своим действиям и делать соответствующие выводы, также является огромной помощью в поиске неровностей своего камня.

Особенно это касается конструктивной критики от Братьев. Долгом Вольных Каменщиков является помощь в совершенствовании камней других Братьев. Открытое общение и обсуждение собственного морального характера могут оказать неоценимую помощь на пути к совершенству. В беседах со многими Братьями, я довольно часто обсуждаю с ними свои поступки. Они всегда помогают мне понять мою собственную мотивацию, и докопаться до невидимого для меня самого изъяна моего камня. Ключевым фактором в этом процессе является возможность услышать то, что тебе говорят несмотря на то, что услышанное может быть неприятно и может вызывать неосознанную негативную реакцию. Только разобравшись в своих истинных мотивациях можно начать осознанную корректировку своего морального характера.

Результатом должно стать воспитание в себе здоровой самооценки, которая поможет верно определить свои неровности и начать их постепенно сглаживать, применяя символические Резец и Молот. Это должно стать неосознанным рефлексом, который поможет совершать свои поступки и действия рационально, и вести их более объективную оценку.

Уроки заключённые в грубом камне многогранны. Масонство должно быть очень требовательно к качеству кандидатов, так как они являются краеугольным камнем Ордена. Братское общение должно быть открытым и предельно откровенным, и приводить к успеху в деле поиска и устранения неровностей камней Братьев. Ученики же, должны научиться видеть свои неровности, максимально отбросить свои эгоцентрические искажения, и, научившись слышать критику других, вести плодотворную работу над совершенствованием своих камней, не забывая оказывать и свою посильную помощь в этом деле другим.