Семь свободных искусств

В наших предыдущих публикациях мы часто упоминали семь свободных искусств, каковыми являются грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Их названия иногда написаны на ступенях лестниц, изображённых на Масонских картинах.

 

О семи свободных искусствах и о том что каждый Масон должен быть с ними знаком говорится в Масонских ритуалах, они упоминаются в одном из старейших сохранившихся Масонских манускриптов Поэме Региус (circa 1390) и в самом первом параграфе Конституции Андерсона, который мы приводили в нашей статье про сорок седьмую проблему Евклида.  Так какое же значение имеют Свободные Искусства для Масонства?

Название «Семь свободных искусств» является переводом с латинского термина Sept Artes Liberales. Другим, более подходящим к нашему рассказу переводом этого его является «Семь вольных искусств». По сути, семь вольных искусств нужно рассматривать как систему просвещения, которая насчитывает уже 2500 лет и истоки которой исходят из Древней Греции. Именно эта система является основой современной европейской системы образования. Необходимость в подобной системе образования возникла в Афинах ещё во времена Сократа (470 – 399 до н. э.). В то время Афины были свободным городом с прямой демократией. Для поддержания благополучия города, вольные жители Афин должны были иметь достаточную компетенцию для принятия сложных управленческих решений, иметь навыки критического мышления, риторики и быть независимыми в своём мышлении. Так как демократия была прямая, то каждый вольный житель, принимавший участие в голосованиях, имел влияние на управление и развитие всего города. Вольность, помимо очевидного не рабского статуса, подразумевала ответственность за судьбу всего города, что делало необходимым организацию просвещения, которой занимались философы. Любой, кто хотел голосовать, быть избранным, защищаться в суде, входить в состав суда присяжных или служить в армии, должен был быть обучен грамматике, логике и риторике. Это сочетание искусств позднее было названо «тривиум». Слово «тривиальный» произошло именно от «тривиума».

Важное влияние на эту систему образование оказал Платон (427–347 до н. э.) Его концепция просвещения, которую он приписывает Сократу, была основана на «превосходстве»: у каждого человека были свои особые достоинства, но превосходство человеческого существа, как правило, заключалось в душе; превосходство души выражается справедливостью. Таким образом, главной целью образования было культивирование справедливости.

Для Платона источником творения является «Добро», Свет чистого духа; все физическое творение является лишь тенью или отражением этого. Он называет «Добро» также «Единым» или «Богом»: для него все образование должно быть направлено на признание этого «Единого», признание не только в теории, но и на опыте. Он считал, что однажды испытанный человеком чистый Свет Добра станет основой для каждого его будущего решения и действия. И там, где правители руководствовались принципом справедливости, государство было счастливым.

Для Платона разум означал гораздо больше, чем для нас сегодня. Он означал знание того, что действительно хорошо для человека. Придерживаясь разума, человек мог достичь добродетели мудрости, а там, где мудрость преобладала, неизбежно следовали справедливые действия.

В своей «Республике» Платон пишет, что, идеальное образование в соответствии с Сократом основано на прочном фундаменте арифметики, геометрии, астрономии и музыки (известных вместе как квадривиум). Вместе, семь предметов тривиума и квадривиума образуют классические гуманитарные науки. Греки называли эту систему «образованием по кругу», имея в виду, что каждая дисциплина лучше понимается в сочетании со всеми остальными, поэтому учащимся необходимо обучаться всем из них. Все они составляют основу, необходимую для изучения философии.

Римляне переняли греческую образовательную философию и передали ее средневековым школам и школам раннего Нового времени. Ученые эпохи Возрождения назвали свой подход studia humanitatis, «изучение того, что значит быть человеком», и добавили литературу, историю и философию, чтобы побудить студентов мыслить критически, писать красноречиво и убедительно аргументировать.

 

Платон и Аристотель сидят в центре круга, окруженные двумя основными измерениями обучения: одним, основанным на языке, и другим, основанным на числах. Эти два измерения представляют собой, соответственно, тривиум, состоящий из грамматики, риторики и логики, и квадривиум, состоящий из арифметики, геометрии, музыки и астрономии.

Семь свободных искусств дают человеку фундаментальные знания, необходимые для обретения истинной свободы. Именно эти знания позволяющую человеку осознанно подходить к своей жизни, быть независимым от мнения других, быть услышанным, чётко выражать свои мысли в письменной и устной форме и принимать решения основываясь на критическом анализе. Именно они являются необходимой основой для изучения философии и символизма, без чего невозможен путь к Свету по которому идёт каждый Масон.

Более подробно о тривиуме и квадривиуме и их непосредственного значения в Масонстве мы расскажем в наших следующих публикациях.